Вообще, с давних времен некоторым отличительным чертам внешности человека придавалось особое значение. Например, на Ближнем Востоке мужчины отпускали длинную бороду, считая, что чем длиннее борода, тем мудрее ее обладатель. Древнейшие же племена различ­ных верований украшали свои лица различными знака­ми и символами, считая их магическими.

Авиценна (Ибн Сина) — ученый, философ, музыкант, врач, живший в Средней Азии и Иране, был врачом и визиром при различных правителях. Этот просвещенный для того времени человек прославился тем, что мог поставить диагноз человеку после внимательного изучения его лица.

В своей практике он подробно анализировал выраже­ния лица больных и результаты наблюдений приобщал к другим аргументам при постановке диагноза и при оцен­ке состояния больного.

Леонардо да Винчи, итальянский живописец, скуль­птор, архитектор, ученый, инженер, сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающего гума­нистическим идеалам высокого Возрождения. Благода­ря знанию анатомии гениально угадывал связь эмоцио­нального состояния человека с характером его мимики. Он считал такую зависимость непременной, но убедитель­но обосновать ее не мог.

Леонардо да Винчи наблюдал и зарисовывал лица мно­гих людей и как художник, и как ученый. Он коллекци­онировал рисунки различных лиц, отмечал особенности строения лица у молодых и старых людей, здоровых и больных. Ему принадлежит идея математизации природ­ных анатомических признаков. По его мнению, «как тело человека есть гармония частей», так и лицо представля­ет «регулярную нерегулярность». Другими словами, лицо отражает внутреннее содержание личности человека со всем ее постоянством и непостоянством.

Восток в свое время пошел несколько по другому пути развития медицины, и произошло это во многом благода­ря Авиценне. В западной медицине диагноз заболевания ставится на основе явных симптомов. Уточняется он пу­тем сдачи анализов и исследований, в наше время — при помощи различной аппаратуры. Опытный восточный ди­агност может предсказать развитие болезни задолго до проявления ее явных признаков — боли, постоянной уг­нетенности, отсутствия аппетита и прочее. Основным ин­струментом для восточного диагноста служит физиогно­мика. Основной же предпосылкой восточной физиогноми­ки служат силы и слабости родителей человека, среда его обитания, социальная среда, пища. Сюда же добавляются осанка, цвет кожи, цвет радужной оболочки глаз, тон го­лоса, его сила и слабость. На Востоке, и не без основания, считается, что все это — внешнее отражение состояния крови человека, его внутренних органов, нервной систе­мы и скелетной структуры. Все перечисленное, в свою очередь, является результатом наследственности челове­ка, его питания, среды обитания и деятельности.

Но это все Восток, Европа, Америка. А что в России? Неужели наши предки не обращали внимания на физи­огномику? Оказывается, и у нас издавна физиогномику почитали, правда, тогда ее еще не называли физиогно­микой. Подход был чисто прикладной.

Императрица Елизавета не разрешала художникам писать ее портреты в профиль. Ее пикантный маленький вздернутый носик страшно раздражал Елизавету по той причине, что он лишал ее гордого, властного, надменно­го и неприступного вида, который, по мнению императ­рицы, должен соответствовать величественному статусу правительницы государства.

Анна Иоанновна, императрица государства Российс­кого, отличалась проницательным и пристальным взгля­дом, выдержать который не мог практически никто. Осо­бенно страшен был ее взгляд в гневе, а в состояние гнева императрица впадала частенько. Ее черные блестящие глаза пронзали человека насквозь, что вызывало у пос­леднего не просто страх, а состояние ужаса.

Эпоха правления Анны Иоанновны интересна еще и тем, что это были времена жестоких казней, несправед­ливости, когда за малейшую провинность или по навету человека могли подвергнуть пыткам. Это время также известно попранием русской и засильем немецкой куль­туры. Это время расцвета тайной разыскной полиции и возникновения целого поколения доносчиков.

Физиономисты считают, а историки и психологи под­тверждают их мнение, что само это время повлияло на то, что в России сформировалось два основных типа вне­шности людей. Основной тип, присущий большинству людей того времени, можно описать следующим образом: сухие, плотно сжатые губы, выпирающие скулы, большие округлые глаза, несколько удлиненный нос и лоб весь в морщинках.

Согласно физиогномии такие черты лица характери­зуют человека, зависимого от других, подчиненного бо­лее сильному, не способного отстаивать свое мнение, бо­язливого. Его образ жизни заключается в том, чтобы «не высовываться». Он старается жить тихой, незаметной жизнью, ему очень трудно достается кусок хлеба, бед­ность и несправедливое отношение к нему со стороны сильных мира сего — вот его удел.

Другой тип лица, сформировавшийся в то время, — это лицо, имеющее округлую или несколько вытянутую форму, взгляд суров и тверд, глаза темные, чаще всего карие или темно-карие, губы плотно сжаты, нос слегка заострен.

Это жесткий, волевой, стремящийся к достижению своих целей любыми средствами человек. Для него не существует моральных устоев, он способен не только на любые подлые и низменные поступки, но й на убийство. Человеческая жизнь для него ничего не значит.

После смерти Анны Иоанновны к власти пришла им­ператрица Елизавета. Наступили более спокойные вре­мена, и людям стало жить легче. Но примечательно то, что изменение внешности людей той или иной эпохи про­исходит не так быстро. Черты лица, присущие жестким людям, уходили из внешнего вида в течение долгого вре­мени. Каждое новое поколение перенимало черты роди­телей, хотя, напомним читателю еще раз, жило уже в более спокойное время.

Василий Андреевич Жуковский, русский поэт, один из создателей русского романтизма, поэзия которого была насыщена меланхолическими мечтаниями, роман­тически переосмысленными образами народной фантас­тики, имел большие, немного оттопыренные, но тонкие и бледные уши. По мнению физиономистов, это свиде­тельствовало о его больших способностях, жизненном успехе, великолепной карьере, славе. Однако это же говорило и о несчастной любви. Что и было подтверж­дено всей его жизнью.