Вообще, с давних времен некоторым отличительным чертам внешности человека придавалось особое значение. Например, на Ближнем Востоке мужчины отпускали длинную бороду, считая, что чем длиннее борода, тем мудрее ее обладатель. Древнейшие же племена различных верований украшали свои лица различными знаками и символами, считая их магическими.
Авиценна (Ибн Сина) — ученый, философ, музыкант, врач, живший в Средней Азии и Иране, был врачом и визиром при различных правителях. Этот просвещенный для того времени человек прославился тем, что мог поставить диагноз человеку после внимательного изучения его лица.
В своей практике он подробно анализировал выражения лица больных и результаты наблюдений приобщал к другим аргументам при постановке диагноза и при оценке состояния больного.
Леонардо да Винчи, итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер, сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающего гуманистическим идеалам высокого Возрождения. Благодаря знанию анатомии гениально угадывал связь эмоционального состояния человека с характером его мимики. Он считал такую зависимость непременной, но убедительно обосновать ее не мог.
Леонардо да Винчи наблюдал и зарисовывал лица многих людей и как художник, и как ученый. Он коллекционировал рисунки различных лиц, отмечал особенности строения лица у молодых и старых людей, здоровых и больных. Ему принадлежит идея математизации природных анатомических признаков. По его мнению, «как тело человека есть гармония частей», так и лицо представляет «регулярную нерегулярность». Другими словами, лицо отражает внутреннее содержание личности человека со всем ее постоянством и непостоянством.
Восток в свое время пошел несколько по другому пути развития медицины, и произошло это во многом благодаря Авиценне. В западной медицине диагноз заболевания ставится на основе явных симптомов. Уточняется он путем сдачи анализов и исследований, в наше время — при помощи различной аппаратуры. Опытный восточный диагност может предсказать развитие болезни задолго до проявления ее явных признаков — боли, постоянной угнетенности, отсутствия аппетита и прочее. Основным инструментом для восточного диагноста служит физиогномика. Основной же предпосылкой восточной физиогномики служат силы и слабости родителей человека, среда его обитания, социальная среда, пища. Сюда же добавляются осанка, цвет кожи, цвет радужной оболочки глаз, тон голоса, его сила и слабость. На Востоке, и не без основания, считается, что все это — внешнее отражение состояния крови человека, его внутренних органов, нервной системы и скелетной структуры. Все перечисленное, в свою очередь, является результатом наследственности человека, его питания, среды обитания и деятельности.
Но это все Восток, Европа, Америка. А что в России? Неужели наши предки не обращали внимания на физиогномику? Оказывается, и у нас издавна физиогномику почитали, правда, тогда ее еще не называли физиогномикой. Подход был чисто прикладной.
Императрица Елизавета не разрешала художникам писать ее портреты в профиль. Ее пикантный маленький вздернутый носик страшно раздражал Елизавету по той причине, что он лишал ее гордого, властного, надменного и неприступного вида, который, по мнению императрицы, должен соответствовать величественному статусу правительницы государства.
Анна Иоанновна, императрица государства Российского, отличалась проницательным и пристальным взглядом, выдержать который не мог практически никто. Особенно страшен был ее взгляд в гневе, а в состояние гнева императрица впадала частенько. Ее черные блестящие глаза пронзали человека насквозь, что вызывало у последнего не просто страх, а состояние ужаса.
Эпоха правления Анны Иоанновны интересна еще и тем, что это были времена жестоких казней, несправедливости, когда за малейшую провинность или по навету человека могли подвергнуть пыткам. Это время также известно попранием русской и засильем немецкой культуры. Это время расцвета тайной разыскной полиции и возникновения целого поколения доносчиков.
Физиономисты считают, а историки и психологи подтверждают их мнение, что само это время повлияло на то, что в России сформировалось два основных типа внешности людей. Основной тип, присущий большинству людей того времени, можно описать следующим образом: сухие, плотно сжатые губы, выпирающие скулы, большие округлые глаза, несколько удлиненный нос и лоб весь в морщинках.
Согласно физиогномии такие черты лица характеризуют человека, зависимого от других, подчиненного более сильному, не способного отстаивать свое мнение, боязливого. Его образ жизни заключается в том, чтобы «не высовываться». Он старается жить тихой, незаметной жизнью, ему очень трудно достается кусок хлеба, бедность и несправедливое отношение к нему со стороны сильных мира сего — вот его удел.
Другой тип лица, сформировавшийся в то время, — это лицо, имеющее округлую или несколько вытянутую форму, взгляд суров и тверд, глаза темные, чаще всего карие или темно-карие, губы плотно сжаты, нос слегка заострен.
Это жесткий, волевой, стремящийся к достижению своих целей любыми средствами человек. Для него не существует моральных устоев, он способен не только на любые подлые и низменные поступки, но й на убийство. Человеческая жизнь для него ничего не значит.
После смерти Анны Иоанновны к власти пришла императрица Елизавета. Наступили более спокойные времена, и людям стало жить легче. Но примечательно то, что изменение внешности людей той или иной эпохи происходит не так быстро. Черты лица, присущие жестким людям, уходили из внешнего вида в течение долгого времени. Каждое новое поколение перенимало черты родителей, хотя, напомним читателю еще раз, жило уже в более спокойное время.
Василий Андреевич Жуковский, русский поэт, один из создателей русского романтизма, поэзия которого была насыщена меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики, имел большие, немного оттопыренные, но тонкие и бледные уши. По мнению физиономистов, это свидетельствовало о его больших способностях, жизненном успехе, великолепной карьере, славе. Однако это же говорило и о несчастной любви. Что и было подтверждено всей его жизнью.