Физиономисты считают, что очень длинный нос с узкими ноздрями — показатель талантливости человека. Вспомним нос Николая Васильевича Гоголя, самобытнейшего русского писателя. Его нос имел именно такую форму. А Александр Сергеевич Пушкин? Светило русской литературы обладал длинным носом с горбинкой. Это не только показатель талантливости, но и признак решительности и храбрости. Согласитесь, что трусливый человек вряд ли согласится на дуэль.
Иван Андреевич Крылов, русский писатель, баснописец, академик Петербургской академии наук, имел небольшое родимое пятно за правым ухом. Известен исторический факт, что когда он родился, повивальная бабка, принявшая ребенка, увидев родимое пятно, перекрестилась и сказала, что когда ребенок вырастет, он станет очень мудрым и известным человеком и непременно прославится.
Иван Сергеевич Тургенев, русский писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук, выдающийся реалист, мастер психологического анализа и пейзажной живописи, имел небольшой, немного раздвоенный подбородок. Кстати, такой подбородок очень не нравился Тургеневу, и он носил бороду. А зря. По мнению физиономистов, такой подбородок характеризует рассудительного, но в то же время нервного и вспыльчивого человека, способного на решительные поступки, особенно в безвыходной ситуации.
Карл Павлович Брюллов, русский живописец и рисовальщик, внесший в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности, своими произведениями утверждавший чувственно-пластичную красоту человека, обладавший чувством тонкого психологизма, был ярко выраженным оптимистом. У него было округлое лицо. А физиономисты считают, что существует пять типов человеческого лица, каждый из которых соответствует определенной геометрической фигуре — кругу, овалу, треугольнику, конусу и четырехугольнику. Каждый из перечисленных геометрических типов имеет несколько разновидностей в зависимости от пропорциональности строения лица.
Люди с круглым типом лица отличаются повышенной энергичностью и инициативой. Они добродушны, сентиментальны и очень эмоциональны. Проблема у таких людей в том, что они не контролируют сказанное. Именно по этой причине они часто раскаиваются в том, что сказали или сделали тогда, когда изменить что-либо бывает невозможно.
Давняя приятельница матери Карла Брюллова баронесса Екатерина Скавронская, увлекавшаяся физиогномикой, сказала, что ее сын не будет счастлив в отношениях с женщинами. Так и получилось. Юлия Самойлова, женщина, которую любил и боготворил Карл Брюллов и которая страстно отвечала ему взаимностью, так и не стала его женой.
Но вернемся опять-таки к анналам истории физиогномики.
Главным физиономистом всех времен и народов называют швейцарского писателя, поэта, художника и священника Иоганна Гаспара Лафатера. В XVIII веке он написал и издал трактат по физиогномике «Физиогномические фрагменты». Это было роскошное, богато иллюстрированное 4-томное издание, обусловившее новый подход к физиогномике. Кроме этого издания Лафатер, внимательно зарисовывая тысячи лиц, создал фонд из 600 таблиц. Альбом, составленный из этих таблиц, он назвал «Библией физиогномики».
Его высказывание «Лица настолько же доступны чтению, насколько это присуще книгам, разница лишь в том, что они прочитываются в короткое время и меньше обманывают нас» легло в основу всей физиогномики. Книга была не только встречена с огромным интересом, но и величайшие умы того времени поддержали изыскания Лафатера. Так, Иоганн Вольфганг Гете, немецкий писатель, основоположник немецкой литературы нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, отдавал дань сочинению Лафатера. Чарлз Роберт Дарвин, английский естествоиспытатель, создатель теории дарвинизма, человек, который обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка, в своей книге о мимике называет Лафатера в числе тех, чьи труды по выразительности эмоций заслуживают признания.