Физиономисты считают, что очень длинный нос с уз­кими ноздрями — показатель талантливости человека. Вспомним нос Николая Васильевича Гоголя, самобытнейшего русского писателя. Его нос имел именно такую фор­му. А Александр Сергеевич Пушкин? Светило русской литературы обладал длинным носом с горбинкой. Это не только показатель талантливости, но и признак реши­тельности и храбрости. Согласитесь, что трусливый че­ловек вряд ли согласится на дуэль.

Иван Андреевич Крылов, русский писатель, баснопи­сец, академик Петербургской академии наук, имел не­большое родимое пятно за правым ухом. Известен исторический факт, что когда он родился, повивальная бабка, принявшая ребенка, увидев родимое пятно, пере­крестилась и сказала, что когда ребенок вырастет, он станет очень мудрым и известным человеком и непре­менно прославится.

Иван Сергеевич Тургенев, русский писатель, член-кор­респондент Петербургской академии наук, выдающийся реалист, мастер психологического анализа и пейзажной живописи, имел небольшой, немного раздвоенный под­бородок. Кстати, такой подбородок очень не нравился Тургеневу, и он носил бороду. А зря. По мнению физио­номистов, такой подбородок характеризует рассудитель­ного, но в то же время нервного и вспыльчивого челове­ка, способного на решительные поступки, особенно в без­выходной ситуации.

Карл Павлович Брюллов, русский живописец и рисо­вальщик, внесший в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности, своими произведения­ми утверждавший чувственно-пластичную красоту чело­века, обладавший чувством тонкого психологизма, был ярко выраженным оптимистом. У него было округлое лицо. А физиономисты считают, что существует пять типов человеческого лица, каждый из которых соответ­ствует определенной геометрической фигуре — кругу, овалу, треугольнику, конусу и четырехугольнику. Каждый из перечисленных геометрических типов имеет несколь­ко разновидностей в зависимости от пропорциональнос­ти строения лица.

Люди с круглым типом лица отличаются повышен­ной энергичностью и инициативой. Они добродушны, сен­тиментальны и очень эмоциональны. Проблема у таких людей в том, что они не контролируют сказанное. Имен­но по этой причине они часто раскаиваются в том, что сказали или сделали тогда, когда изменить что-либо бы­вает невозможно.

Давняя приятельница матери Карла Брюллова баро­несса Екатерина Скавронская, увлекавшаяся физиогно­микой, сказала, что ее сын не будет счастлив в отноше­ниях с женщинами. Так и получилось. Юлия Самойло­ва, женщина, которую любил и боготворил Карл Брюллов и которая страстно отвечала ему взаимностью, так и не стала его женой.

Но вернемся опять-таки к анналам истории физиог­номики.

Главным физиономистом всех времен и народов назы­вают швейцарского писателя, поэта, художника и священ­ника Иоганна Гаспара Лафатера. В XVIII веке он написал и издал трактат по физиогномике «Физиогномические фраг­менты». Это было роскошное, богато иллюстрированное 4-томное издание, обусловившее новый подход к физиог­номике. Кроме этого издания Лафатер, внимательно зари­совывая тысячи лиц, создал фонд из 600 таблиц. Альбом, составленный из этих таблиц, он назвал «Библией физио­гномики».

Его высказывание «Лица настолько же доступны чте­нию, насколько это присуще книгам, разница лишь в том, что они прочитываются в короткое время и меньше обманывают нас» легло в основу всей физиогномики. Книга была не только встречена с огромным интересом, но и величайшие умы того времени поддержали изыска­ния Лафатера. Так, Иоганн Вольфганг Гете, немецкий писатель, основоположник немецкой литературы нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, отдавал дань сочинению Лафатера. Чарлз Роберт Дарвин, английский естествоиспытатель, создатель теории дарвинизма, чело­век, который обосновал гипотезу происхождения челове­ка от обезьяноподобного предка, в своей книге о мимике называет Лафатера в числе тех, чьи труды по вырази­тельности эмоций заслуживают признания.