Предваряющее вступление ко второй главе
Практически все окружающие нас люди в той или иной степени считают себя психологами от рождения. Они уверены в том, что смогут мгновенно рассказать о человеке все, стоит им лишь посмотреть на него или немного пообщаться с ним. То, что в эту уверенность вносит свой вклад и физиогномика, не будет отрицать никто из них. Однако тот словарь, которым они пользуются, описывая, что видят на лице другого человека, достаточно скуден и расплывчат.
Вместо того чтобы убедиться в правильности физиогномики, люди пытаются прибегнуть к уже сложившейся у них системе суждений и поместить каждого человека в заранее выделенную категорию, при этом вовсю используя те социальные стереотипы восприятия другого человека, о которых говорилось выше. Критериями служат пол, возраст, семейное положение, социальный статус, раса, народность, религиозная принадлежность и др. Происходит достаточно стандартная процедура: человека относят к той или иной ячейке общества, присваивая ему все те характеристики, которые считаются подходящими для данной ячейки. Однако это лишь попытка внешнего определения сущности человека, которое во многом может быть ошибочным.
Но есть более точные показатели определения той же психической сущности человека — это его лицо. Если вы сумеете прочитать лицо человека, то сможете достаточно быстро прочитать и распознать его личностные качества, прежде чем он сумеет сказать хотя бы одно слово.
Более того, психологами было обнаружено, что человек от рождения имеет свойство распознавать и читать лица окружающих его людей. Но надо все-таки признать, что младенцу свойственно читать в большей степени эмоциональную реакцию мамы на событие, чем черты лица самой мамы. Хотя... Уже в раннем детстве человек начинает имитировать не только мимику окружающих его людей, но и бояться тех, у кого черты лица вызывают неприязненное отношение к ним.
Исходя из сказанного выше можно сделать достаточно простой, но в то же время и сложный вывод: если вы хотите стать физиономистом, вы должны начать смотреть на лица. Принято считать, что во время разговора с человеком мы смотрим ему в лицо, точно так же, как и он смотрит в ваше лицо. Это заблуждение! Прочитав эти строки, пойдите поговорите с кем-нибудь. Но при этом особое внимание обратите на то, сколько времени ваше лицо будет находиться в зоне внимания вашего собеседника. Удивлены? Но ведь и вы делаете то же самое. Нас с детства приучили к тому, что пялиться (другой термин здесь не подходит) на другого человека — невежливо.
Итак, надо научиться смотреть на лицо собеседника. Как это делать? Надо понять, что когда вы «пялитесь» на другого, на вашем лице отражаются не только ваше не совсем корректное отношение к другому, но и помещение его в ту или иную ячейку общества. Согласитесь, что это не всегда приятно.
Другое дело, когда на вашем лице отражается искренняя заинтересованность в прочтении человека и желание понять его внутреннюю сущность. Это совсем другое выражение лица, которое производит на человека достаточно благоприятное впечатление.
И именно поэтому, прежде чем пойдет разговор о физиогномике как таковой, обратите внимание на то, как научиться смотреть на лица. Для чего вначале нужно научиться наблюдать.
Наблюдение с целью познания людьми друг друга возникло с появлением человечества, поскольку необходимость во взаимодействии и получение от него желаемого результата во многом зависели от того, насколько правильно через наблюдение удавалось понять намерения и ожидания другого. Постепенно, с развитием языка, люди научились передавать в слове результаты своих наблюдений, где четко давалась характеристика человеческой сущности. В пословицах и поговорках начали фиксироваться характеристики разных типов людей- Подобные знания оказывались очень важными для устройства общества, распределения ролей, развития взаимоотношений, а в некоторых случаях и для сохранения жизни. Ниже приведена лишь маленькая толика тех пословиц, в которых показано, насколько наблюдательны были наши предки и насколько умело они давали те или иные характеристики: «Только больная душа может быть глуха к чужой беде», «Простота хуже воровства», «Осел и в Киеве конем не будет», «Изжил нужду, забыл и дружбу», «Как волка ни корми, а он все в лес смотрит» и др.
В дальнейшем, с развитием психологии, роль наблюдения все возрастала. Так, именно при помощи наблюдения были изучены такие личностные качества, как застенчивость, честность, тревожность, саморегуляция и др.
Возникновению таких понятий, как «авторитарная личность», «стиль общения» и др., также способствовало наблюдение.
Благодаря обобщению фактов, имеющихся наблюдений физиология существенно продвинулась в раскрытии сущности различных психических явлений, исходя из тех или иных черт лица. Да и вообще, именно наблюдение является едва ли не единственным методом в прочтении и изучении людей.
Читая лицо, следует принимать во внимание, что все лица несимметричны. Это показатель того, что человек перенес в своей жизни. Поэтому проведите вертикальную линию через середину лица и постарайтесь выявить различия между правой и левой половинами лица. Особое внимание обратите на брови, глаза, формы ноздрей, половинки носа, щеки, уши. Физиономисты считают, что чем заметнее различия, тем больший смысл вкладывается в эту разницу.
Асимметрия лица показывает различие между профессиональными и личностными качествами человека. То есть это надо понимать так: на работе я такой, а в жизни, вообще-то, другой. Это очень важно в прочтении человека, ибо мы и видим-то его только в двух ипостасях: когда он находится на работе и когда он находится дома. И это часто совсем разные люди.
Поняв это, приступим к характеристике определенных черт лица человека и покажем, что скрывается за той или иной чертой.