Предваряющее вступление ко второй главе

Практически все окружающие нас люди в той или иной степени считают себя психологами от рождения. Они уверены в том, что смогут мгновенно рассказать о человеке все, стоит им лишь посмотреть на него или не­много пообщаться с ним. То, что в эту уверенность вно­сит свой вклад и физиогномика, не будет отрицать никто из них. Однако тот словарь, которым они пользуются, описывая, что видят на лице другого человека, достаточ­но скуден и расплывчат.

Вместо того чтобы убедиться в правильности физио­гномики, люди пытаются прибегнуть к уже сложившей­ся у них системе суждений и поместить каждого челове­ка в заранее выделенную категорию, при этом вовсю ис­пользуя те социальные стереотипы восприятия другого человека, о которых говорилось выше. Критериями слу­жат пол, возраст, семейное положение, социальный ста­тус, раса, народность, религиозная принадлежность и др. Происходит достаточно стандартная процедура: челове­ка относят к той или иной ячейке общества, присваивая ему все те характеристики, которые считаются подходя­щими для данной ячейки. Однако это лишь попытка внешнего определения сущности человека, которое во многом может быть ошибочным.

Но есть более точные показатели определения той же психической сущности человека — это его лицо. Если вы сумеете прочитать лицо человека, то сможете достаточно быстро прочитать и распознать его личностные качества, прежде чем он сумеет сказать хотя бы одно слово.

Более того, психологами было обнаружено, что чело­век от рождения имеет свойство распознавать и читать лица окружающих его людей. Но надо все-таки признать, что младенцу свойственно читать в большей степени эмо­циональную реакцию мамы на событие, чем черты лица самой мамы. Хотя... Уже в раннем детстве человек начи­нает имитировать не только мимику окружающих его людей, но и бояться тех, у кого черты лица вызывают неприязненное отношение к ним.

Исходя из сказанного выше можно сделать достаточ­но простой, но в то же время и сложный вывод: если вы хотите стать физиономистом, вы должны начать смот­реть на лица. Принято считать, что во время разговора с человеком мы смотрим ему в лицо, точно так же, как и он смотрит в ваше лицо. Это заблуждение! Прочитав эти строки, пойдите поговорите с кем-нибудь. Но при этом особое внимание обратите на то, сколько времени ваше лицо будет находиться в зоне внимания вашего собесед­ника. Удивлены? Но ведь и вы делаете то же самое. Нас с детства приучили к тому, что пялиться (другой термин здесь не подходит) на другого человека — невежливо.

Итак, надо научиться смотреть на лицо собеседника. Как это делать? Надо понять, что когда вы «пялитесь» на другого, на вашем лице отражаются не только ваше не совсем корректное отношение к другому, но и поме­щение его в ту или иную ячейку общества. Согласитесь, что это не всегда приятно.

Другое дело, когда на вашем лице отражается искрен­няя заинтересованность в прочтении человека и желание понять его внутреннюю сущность. Это совсем другое вы­ражение лица, которое производит на человека достаточно благоприятное впечатление.

И именно поэтому, прежде чем пойдет разговор о фи­зиогномике как таковой, обратите внимание на то, как научиться смотреть на лица. Для чего вначале нужно научиться наблюдать.

Наблюдение с целью познания людьми друг друга возникло с появлением человечества, поскольку необ­ходимость во взаимодействии и получение от него же­лаемого результата во многом зависели от того, насколь­ко правильно через наблюдение удавалось понять наме­рения и ожидания другого. Постепенно, с развитием языка, люди научились передавать в слове результаты своих наблюдений, где четко давалась характеристика человеческой сущности. В пословицах и поговорках на­чали фиксироваться характеристики разных типов лю­дей- Подобные знания оказывались очень важными для устройства общества, распределения ролей, развития вза­имоотношений, а в некоторых случаях и для сохране­ния жизни. Ниже приведена лишь маленькая толика тех пословиц, в которых показано, насколько наблюда­тельны были наши предки и насколько умело они дава­ли те или иные характеристики: «Только больная душа может быть глуха к чужой беде», «Простота хуже во­ровства», «Осел и в Киеве конем не будет», «Изжил нужду, забыл и дружбу», «Как волка ни корми, а он все в лес смотрит» и др.

В дальнейшем, с развитием психологии, роль наблю­дения все возрастала. Так, именно при помощи наблюде­ния были изучены такие личностные качества, как зас­тенчивость, честность, тревожность, саморегуляция и др.

Возникновению таких понятий, как «авторитарная личность», «стиль общения» и др., также способствова­ло наблюдение.

Благодаря обобщению фактов, имеющихся наблюде­ний физиология существенно продвинулась в раскрытии сущности различных психических явлений, исходя из тех или иных черт лица. Да и вообще, именно наблюде­ние является едва ли не единственным методом в прочте­нии и изучении людей.

Читая лицо, следует принимать во внимание, что все лица несимметричны. Это показатель того, что человек перенес в своей жизни. Поэтому проведите вертикаль­ную линию через середину лица и постарайтесь выявить различия между правой и левой половинами лица. Осо­бое внимание обратите на брови, глаза, формы ноздрей, половинки носа, щеки, уши. Физиономисты считают, что чем заметнее различия, тем больший смысл вкладывает­ся в эту разницу.

Асимметрия лица показывает различие между про­фессиональными и личностными качествами человека. То есть это надо понимать так: на работе я такой, а в жизни, вообще-то, другой. Это очень важно в прочтении человека, ибо мы и видим-то его только в двух ипоста­сях: когда он находится на работе и когда он находится дома. И это часто совсем разные люди.

Поняв это, приступим к характеристике определен­ных черт лица человека и покажем, что скрывается за той или иной чертой.