Охарактеризовав лоб в профиль и анфас, покажем далее, каким образом физиономисты могут определять по лбу познавательные интересы человека и его образ мышления.

Если разделить лоб на три равные части по горизонта­ли, то верхняя часть лба будет характеризовать мышле­ние, направленное на выработку у человека представления об идеалах во всех его сферах жизни и деятельности. Сред­няя — умение человека применять полученные знания в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Нижняя часть лба поможет понять, как и при помощи чего человек познает окружающую действительность.

Но читатель должен понять, что автор, давая подоб­ные характеристики, исходит, прежде всего, из реаль­ных, видимых стилей и моделей поведения характеризу­емого человека и распознавания имеющихся у него спо­собностей. Смотреть на части лба нужно в профиль.

Верхняя часть лба. Любой человек пытается пред­ставить себе, а некоторые — и достичь или найти идеал. Причем идеал не может быть связан только с человеком, так как идеальным может быть и образец поведения, и образ действий в той или иной профессиональной ситуа­ции, и модели общества и т. д. Но в любом случае подоб­ные идеалы служат одному, но очень полезному челове­ческому свойству — ориентируют собственные действия и поступки человека. И еще. Если уж у человека сильна ориентация на идеалы, то его действия и поступки могут носить бескорыстный характер. Хотя в настоящее время мы все чаще и чаще видим стремление к достижению идеального результата, но с несколько сомнительными способами этого достижения.

Верхняя часть лба большая. Это открытый для обще­ния человек, настроенный на улучшение условий жизни не столько для себя, сколько для окружающих его лю­дей. Можно сказать, что это человек, который видит свою жизнь как служение людям. При этом он не витает в облаках, а твердо стоит на ногах в плане реалистичности своих представлений об изменении условий жизни лю­дей в лучшую сторону.

Верхняя часть лба нормальная. Этого человека можно охарактеризовать почти так же, как и предыдущего. Отли­чие его только в том, что он в большей степени ориентиро­ван на социальную работу, но в крупных масштабах. Ему будет неинтересно заниматься одним, конкретным челове­ком, ему подавай масштабы хотя бы района города, тогда он, действительно, может принести большую пользу.

Верхняя часть лба маленькая. Такой человек отли­чается поспешностью в выводах и ошибочных суждени­ях о людях и окружающем его мире. Он обладает бес­компромиссным суждением и мышлением, для него все в черно-белых тонах, так как он мало интересуется жиз­нью и потребностями людей. Естественно, что это проис­ходит из-за малой ориентации на идеалы, что, в свою очередь, вызывает пренебрежительное отношение как к людям, так и к психическим и психологическим состав­ляющим их жизнедеятельности. Люди ему неинтересны и не нужны. Их только можно, по его мнению, использо­вать для достижения своих целей. Отсюда асоциальное поведение, носящее порой девиантную окраску.

Средняя часть лба. Средняя часть лба показывает, насколько взаимосвязаны личностные возможности и ка­чества личности и их практическое применение человеком в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Средняя часть лба большая. Это характеристика че­ловека, обладающего такими видами мышления, как сло­весно-логическое, наглядно-образное, практическое и творческое. Все эти виды мышления, работающие как бы в комплексе, позволяют человеку решать несколько сложных задач одновременно. Прежде всего четко пред­ставлять ситуацию или задачу и изменения в них, уста­навливать непривычные, «невероятные» сочетания пред­метов и их свойств. Затем, для окончательного выбора своих действий, использовать логические конструкции. После этого создавать субъективно новый продукт или новообразование. Кстати, эти новообразования чаще все­го касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. После этого происходит окончательная постановка целей, вы­работка планов и проектов.

Как видно из сказанного выше, четко прослеживает­ся стремление человека к знаниям, их переработке и на их основе — разработке новых знаний.

Средняя часть лба нормальная. Умение понять и со­единить теоретические знания с их практической реали­зацией является великолепным показателем отличия че­ловека с такой формой лба от остальных.

Средняя часть лба маленькая. Абстрактное мышле­ние и понимание взаимосвязи процессов и явлений да­ются человеку с таким лбом тяжело. Нет, это все ему под силу, но при сильнейшем напряжении и наличии огром­ной силы воли. А так как ни тем, ни другим данный индивид не обладает, то и говорить не о чем.

Нижняя часть лба. Эта часть лба четко и недвусмыс­ленно указывает на то, как человек воспринимает окру­жающий его мир, что при этом чувствует, каким образом ощущает свои преимущества и недостатки перед окружа­ющими его людьми и учитывает их при общении с ними.

Нижняя часть лба большая. Именно этот показатель говорит о том, что человек с таким лбом быстро понимает свои преимущества перед другими людьми и успешно их реализует в общении и работе с ними. Преимущества мо­гут иметь различные вид и сущность, от лучшей наблюда­тельности до более точного и всеохватывающего анализа ситуации. При этом отношение к себе и окружающим стро­ится исходя из высоких требований в плане интеллекту­ального и умственного развития. Так как окружение не может похвастаться сплошными интеллектуалами, то че­ловек закусывает удила и начинает стремиться к осуществ­лению своих идей, создавая порой невыносимую обстанов­ку для других. При этом он умело использует мысли и представления своих оппонентов для подкрепления собствен­ных аргументов, что производит впечатление понимания мыслей тех же оппонентов и их позиций. Для всего окру­жения возникает ситуация, которая полностью соответству­ет названию старого американского фильма: «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»

Нижняя часть лба средняя. Не особо сильный в тео­рии, человек с таким лбом отличается своим практиче­ским умением реализовать то, что им было задумано. Он очень хорошо справляется с возникшей ситуацией, так как не поддается размышлениям на тему «а что, если...», а взвешивает все аргументы и создает прочный фунда­мент для своих действий. Его мышление отличается ред­кой практичностью и сильной ориентацией на окружаю­щую действительность. Даже не понимая порой, что все названное выше является его сильной стороной, человек интуитивно пользуется своими возможностями и имеет неплохой результат своих действий как в семейной, так и в профессиональной сфере.

Нижняя часть лба маленькая. Это недалекий чело­век, как бы обидно эта фраза ни звучала для части чита­телей. Его недалекость проявляется в том, что он тяжело принимает решения и плохо умеет осознавать свои недо­статки и преимущества, как и недостатки и преимуще­ства других людей. Данная проблема возникает из-за силь­ной эмоциональности, которая, в свою очередь, является следствием оторванности от реалий дня и плохого владе­ния ситуацией. Сильное эмоциональное восприятие мно­гих событий и явлений тормозит мыслительный процесс, не позволяет объективно относиться к происходящему и вызывает раздражение у окружающих.

Горизонтальное деление лба на три части — верхнюю, среднюю и нижнюю — позволяет разделить весь лоб и на более мелкие составляющие, что дает физиогномике воз­можность определить и охарактеризовать направление мышления человека. Для того чтобы определить поло­жение тех частей лба, о которых пойдет разговор ниже, нужно разделить его горизонтальной линией посередине. Немного тренировки позволит вам выделять эти мел­кие составляющие, а горизонтальная линия станет точ­кой отсчета и ориентации. При этом сильную степень выраженности можно увидеть по выпуклости части лба, среднюю — по плоской части лба, в то время как сла­бую — по вогнутости. Характеризовать будем такие лич­ностные свойства, как сообразительность и наблюдатель­ность, а также воображение и готовность к самопожерт­вованию. Что же касается направленности мышления, то нас будут интересовать следующие, наиболее интерес­ные и приемлемые в практическом применении: практи­ческое, философское, объективное, нравственное.