Сообразительность и наблюдательность. И сообразительность, и наблюдательность помогают нам осознанно воспринимать окружающую нас действительность. Наблюдательность позволяет нам видеть любые отдельные данные и значения, которые представляют событие, поведение или явление. Сообразительность (при ее наличии), помогает быстро разобраться в ситуации и принять правильное решение.
Выраженный сильно. В этом случае человек умеет очень хорошо ориентироваться в своем как ближнем, так и дальнем окружении. Ему быстро становятся понятны те или иные поступки людей, их отношения друг с другом, скрытые и явные мотивы поведения и т. д. Быстрое мышление и хорошая память делают возможным получение хорошего образования и становятся основой для стремления к науке. Человеку становится неинтересно жить пресно, хочется новых и ярких впечатлений, возникает насущная необходимость и стремление к личностному. росту. Что и реализуется.
Выраженный средне. Сообразительность и наблюдательность выражены средне, что не мешает человеку быть собранным, уметь не только замечать события, но и анализировать их на достаточно высоком уровне. Однако внутренний анализ происходящего может создать повышенный эмоциональный фон, на котором может ослабеть объективная составляющая анализируемого.
Выраженный слабо. Слабо выраженная способность к наблюдательности и сообразительности не позволяет человеку объективно анализировать происходящее вокруг него. Еще и неточности при восприятии и некоторая заторможенность приводят к замедленному мышлению в целом. Хотя по своей сути этот человек только производит впечатление заторможенного, таковым не являясь.
Воображение. Прежде всего определимся, что нужно понимать под воображением. В наиболее всеобъемлющем смысле этот термин относится ко всему процессу вызывания образов в сознании человека. Чаще всего воображение рассматривается как творческое и конструктивное. Оно может быть определено желанием человека или жестко ограниченной действительностью и включать в себя планы и проекты будущего или представлять собой мысленные образы прошлого. Другими словами, человек мыслит и при этом не искажает действительность и реальность.
Выражено сильно. Такой человек обладает способностью ярко представить себе то, что он непосредственно наблюдал или воспринимал, во всех красках и подробностях. Обладая отличной памятью, человек может не просто вспомнить то, что было давно, но и воспроизвести в мельчайших подробностях. Причем сам для запоминания он не использует никаких мнемических приемов.
Выражено средне. Все, что человек делает, направляется, прежде всего, в личную копилку и используется в личных интересах. В этом случае воображение работает прекрасно, мало того, проявляются элементы творческого подхода к делу. Во всех же остальных случаях воображение проявляется намного слабее.
Выражено слабо. Само понятие «выраженный слабо» говорит за себя. При обработке, анализе и оценке полученных данных возникают трудности. Мыслительные процессы идут с трудом, часто не происходит осмысливания того, что же произошло, или того, что надо делать. Такого человека нельзя допускать к интеллектуальной деятельности, его удел — физическая работа, да и то желательно попроще.
Мышление практическое. Наличие у человека данного вида мышления позволяет ему логически осмысливать происходящее и последовательно и эффективно анализировать то, что предстоит сделать, исходя из полученной информации.
Выражено сильно. Если у человека сильно выражено критическое мышление, то это помогает ему качественно проверять возникшие у него идеи и решения на наличие недостатков или ошибок. Результат действий, принятых на основе практического мышления, должен быть один: полезность.
Выражено средне. У такого человека сильно развита интуиция. Он может постигать истину без логического обоснования, лишь на основе предшествующего опыта. Хотя не обходится здесь без чутья и проницательности, но опять-таки, сформированных на основе знаний и опыта. Благодаря интуиции человек редко испытывает трудности в своей профессиональной деятельности.
Выражено слабо. Все то, что требует от человека быстрой реакции и быстроты действий, вызывает у него чувство неуверенности и даже страха. Окружающая действительность воспринимается им достаточно субъективно, что приводит к недоразумениям на почве расхождения его субъективности и реальной объективности происходящего. Конечно же, не в пользу этого человека.
Мышление философское. Данный вид мышления позволяет устанавливать сложные связи между известными фактами и самим процессом мышления и, исходя из этого, познавать новое в сущности и взаимосвязи процессов, явлений и предметов.
Выражено сильно. При сильном выражении человек способен мысленно построить сложные теоретические конструкции для принятия окончательного решения. Мало того, он способен воспринимать различные мировоззрения, анализировать их и использовать для понимания сути принимаемого им решения.
Выражено средне. Это человек, который склонен к комбинациям. Другими словами, он умеет ловко добиваться чего-то разными способами, основными среди которых являются сочетание и взаимное расположение необходимого. Устанавливаются многочисленные мыслительные связи, и человек начинает видеть все происходящее вокруг него совершенно с объективной стороны.
Выражено слабо. В этом случае человек проявляет явно слабое умение к комбинаторному образу мышления. Все происходящее оценивается и анализируется поверхностно. Реального видения перспектив не происходит, и как результат — человек начинает мыслить нерационально и не исходит при этом из реальной обстановки. Так, он может решить, что то, что в принципе невозможно осуществить, осуществимо.
Мышление объективное. При наличии у человека подобного мышления он способен непредвзято лично оценивать происходящее вокруг него. И что важно, в этом случае не происходит, как часто случается, воздействия на оценку происходящего эмоционального состояния человека. Другими словами, это реальная оценка происходящего, без влияния на сам процесс оценки любых отвлекающих факторов. Если вы считаете, что это просто, то глубоко заблуждаетесь. К сожалению, субъективный подход к оценке еще никто не отменял, и уйти от него крайне сложно. Особенно при оценке людей, так как здесь огромна роль собственных ценностей и норм.
Выражено сильно. Человек имеет четко выраженные оценочные критерии, которые и помогают ему ориентироваться по жизни. Причем он умеет оценивать и анализировать качественные параметры, что дается далеко не всем.
Выражено средне. В данном случае приоритетным является собственное благополучие, потому что собственные личностные ценности рассматриваются, прежде всего, с точки зрения их качества: а что это может дать мне? Отсюда великолепная возможность использовать данное качество для профессионального роста и семейного благополучия.
Выражено слабо. Все, что окружает такого человека, будет оцениваться им, только не по качественному признаку. Ну не способен он этого делать. Вполне естественно, что проблемы возникают как грибы после дождя. Одна ошибка в оценке качественных параметров близкого и дальнего окружения, другая и вот в перспективе просматривается либо одиночество, либо общение с людьми, которым просто от тебя что-либо надо. Одна ошибка в профессиональной деятельности, другая — и вот уже впереди замаячила угроза увольнения, а не просто отложение назначения на новую должность.
Мышление нравственное. Нравственность — это регулирующая функция человеческого поведения. Это общая тенденция поведения, которое соответствует моральному кодексу общества. Если мораль представляет собой абстракцию, лежащую в основе действия, то нравственность — ее осмысление. Отсюда все, что есть хорошего в человеке, выходит на первый план.
Выражено сильно. Эмоциональный мир такого человека богат, но он не является подавляющим при оценке ситуации и людей. Мир эмоций отходит в сторону, и происходит реальная и объективная оценка происходящего. Атак как у такого человека хорошо развита способность к самоанализу, самопознанию и самокритике, то субъективное и объективное в нем, уживаясь рядом, создают личность, способную достичь больших высот как в профессиональной, так и в общественной областях деятельности.
Выражено средне. Все, что сказано выше, можно отнести и к человеку, у которого показатель нравственного мышления развит средне, но при одном исключении: эмоции могут захлестнуть человека, и от объективности, в свою очередь, может не остаться и следа. Такое хотя и редко, но происходит.
Выражено слабо. Самоанализ, самопознание и самокритика даются такому человеку тяжело. Поэтому то, что мы называем благоразумием в поведении и поступках, имеет место, но редко. Именно по этой причине, говоря о поступках и поведении в целом, мы можем смело утверждать, что нравственности в них не просто мало, а порой нет вообще.