И последнее, о чем стоит рассказать в данном разделе книги, — это физиогномические черты детей, о которых родителям стоит знать. Здесь же автор приводит некоторые советы.
Мягкие волосы. Чрезвычайно чувствительный; очень легко задеть самолюбие.
Совет: если ребенок убегает в свою комнату или внезапно заливается слезами в ответ на замечание, узнайте, в чем причина.
Жесткие волосы. Любит -проводить время на улице; может казаться не очень внимательным по отношению к другим; имеет склонность говорить громким голосом и слушать громкую музыку.
Совет: объясните, как его действия затрагивают людей, которые более чувствительны.
Близко расположенные глаза. Внимателен к деталям; может настолько сосредоточиться на проблеме, что все остальное для него просто перестанет существовать.
Совет: узнайте, что беспокоит ребенка, помогите разобраться в ситуации.
Широко расставленные глаза. Может легко отвлекаться в школе.
Совет: удостоверьтесь, что ребенок не делает слишком много дел одновременно.
Узкое лицо. Колеблется, когда попадает в новую ситуацию — первый день в новой школе, знакомство с новыми друзьями; испытывает недостаток чувства собственного достоинства, особенно если ровесники или члены семьи постоянно подавляют ребенка. Достигает уверенности в себе благодаря знаниям.
Совет: если ребенок беспокоится накануне теста в школе или какого-то события, не отмалчивайтесь и не ограничивайтесь словами: «Ну, чего ты волнуешься, ты все сделал хорошо». Узнайте причины беспокойства — это может быть как мелочь, так и довольно большая для ребенка проблема.
Широкое лицо. Должен постоянно покорять новые вершины и преодолевать проблемы, иначе может быстро заскучать; это потенциальный лидер.
Совет: учите ребенка быть внимательнее к окружающим, поощряйте его помогать другим детям, менее уверенным в себе.
Внешний угол глаз ниже, чем внутренний. Такой ребенок очень старается делать все на «отлично» и угождать своим родителям. У родителей, скорее всего, есть такая же черта.
Совет: хвалите ребенка за то, что он сделал. Побуждайте его сначала искать хорошее в том, что сделали другие; проявляйте чуткость, когда критикуете его за невыполненные задания и допущенные ошибки. Ищите сначала положительное. Помните, что невозможно все делать идеально. Не возлагайте слишком большие ожидания на ребенка, потому что вы можете таким образом спровоцировать неудачу или занизить его самооценку.
Вертикальный лоб. Учителя и родители должны знать, что такой ребенок изучает все последовательно. Экзамены могут стать для него настоящим испытанием.
Совет: пусть ребенок задает вопросы, если он не до конца понял сказанное. Если возможно, удостоверьтесь, что он заблаговременно готовится к урокам и проверочным работам, это поможет избежать паники. Хвалите его за то, что он знает. Не торопите ребенка и старайтесь всегда предупредить его заранее, если у вас меняются планы. Ему нужно знать загодя, что предстоит сделать за день.
Скошенный лоб. Мозг работает очень быстро, но при этом ребенок не всегда улавливает все детали.
Совет: поощряйте ребенка думать, прежде чем делать выводы. Учите его быть терпеливыми с теми, кто действует медленнее.
Выраженная затылочная область головы. Имеет склонность постоянно вспоминать негативный опыт прошлого.
Совет: отвлекайте его„от мыслей о прошлых неудачах, не забывайте хвалить. Даже если ребенок не просит об этом, на самом деле он этого хочет.
Выраженная лицевая область головы. Любит, когда его хвалят, и старается добиться признания словами или делами, которые порой приводят к обратным результатам.
Совет: поощряйте ребенка за то, что он сделал, но не позволяйте ему требовать вознаграждения. Хвалите только за реальные результаты и не потакайте капризам, с помощью которых он нередко старается добиться внимания.
Голова шире в затылочной части. Стремление к соперничеству, страсть побеждать.
Совет: запишите ребенка в спортивную секцию или туда, где он сможет реализовать свою энергию. Учите его уступать, когда он чрезмерно агрессивен к другим. Спросите ребенка, что бы почувствовал он, если бы другие вели себя таким же образом с ним. Учите его признавать заслуги других людей и хвалить их за старание.
Округлое ухо. Врожденная музыкальность.
Совет: пусть ребенок учится играть на каком-либо музыкальном инструменте или петь в хоре. Возьмите его в музыкальный магазин, пусть узнает, как звучат разные инструменты. Позвольте ему выбрать понравившийся инструмент. Возьмите его сначала напрокат, чтобы посмотреть, понравится ли он ребенку.
Сочетание черт. Беспокойный коротконогий ребенок с широко расставленными глазами. Такому бывает тяжело сконцентрироваться.
Совет: поощряйте занятия спортом, будь то езда на велосипеде, катание на скейтборде, гимнастика, танцы и все прочее, что помогает выплеснуть энергию.