И последнее, о чем стоит рассказать в данном разделе книги, — это физиогномические черты детей, о кото­рых родителям стоит знать. Здесь же автор приводит не­которые советы.

Мягкие волосы. Чрезвычайно чувствительный; очень легко задеть самолюбие.

Совет: если ребенок убегает в свою комнату или вне­запно заливается слезами в ответ на замечание, узнайте, в чем причина.

Жесткие волосы. Любит -проводить время на улице; может казаться не очень внимательным по отношению к другим; имеет склонность говорить громким голосом и слушать громкую музыку.

Совет: объясните, как его действия затрагивают лю­дей, которые более чувствительны.

Близко расположенные глаза. Внимателен к деталям; может настолько сосредоточиться на проблеме, что все остальное для него просто перестанет существовать.

Совет: узнайте, что беспокоит ребенка, помогите ра­зобраться в ситуации.

Широко расставленные глаза. Может легко отвле­каться в школе.

Совет: удостоверьтесь, что ребенок не делает слиш­ком много дел одновременно.

Узкое лицо. Колеблется, когда попадает в новую си­туацию — первый день в новой школе, знакомство с но­выми друзьями; испытывает недостаток чувства собствен­ного достоинства, особенно если ровесники или члены семьи постоянно подавляют ребенка. Достигает уверен­ности в себе благодаря знаниям.

Совет: если ребенок беспокоится накануне теста в школе или какого-то события, не отмалчивайтесь и не ограничивайтесь словами: «Ну, чего ты волнуешься, ты все сделал хорошо». Узнайте причины беспокойства — это может быть как мелочь, так и довольно большая для ребенка проблема.

Широкое лицо. Должен постоянно покорять новые вершины и преодолевать проблемы, иначе может быстро заскучать; это потенциальный лидер.

Совет: учите ребенка быть внимательнее к окружаю­щим, поощряйте его помогать другим детям, менее уве­ренным в себе.

Внешний угол глаз ниже, чем внутренний. Такой ре­бенок очень старается делать все на «отлично» и угож­дать своим родителям. У родителей, скорее всего, есть такая же черта.

Совет: хвалите ребенка за то, что он сделал. Побуж­дайте его сначала искать хорошее в том, что сделали дру­гие; проявляйте чуткость, когда критикуете его за невы­полненные задания и допущенные ошибки. Ищите сна­чала положительное. Помните, что невозможно все делать идеально. Не возлагайте слишком большие ожидания на ребенка, потому что вы можете таким образом спровоци­ровать неудачу или занизить его самооценку.

Вертикальный лоб. Учителя и родители должны знать, что такой ребенок изучает все последовательно. Экзамены могут стать для него настоящим испытанием.

Совет: пусть ребенок задает вопросы, если он не до конца понял сказанное. Если возможно, удостоверьтесь, что он заблаговременно готовится к урокам и провероч­ным работам, это поможет избежать паники. Хвалите его за то, что он знает. Не торопите ребенка и старайтесь все­гда предупредить его заранее, если у вас меняются планы. Ему нужно знать загодя, что предстоит сделать за день.

Скошенный лоб. Мозг работает очень быстро, но при этом ребенок не всегда улавливает все детали.

Совет: поощряйте ребенка думать, прежде чем де­лать выводы. Учите его быть терпеливыми с теми, кто действует медленнее.

Выраженная затылочная область головы. Имеет склон­ность постоянно вспоминать негативный опыт прошлого.

Совет: отвлекайте его„от мыслей о прошлых неуда­чах, не забывайте хвалить. Даже если ребенок не просит об этом, на самом деле он этого хочет.

Выраженная лицевая область головы. Любит, когда его хвалят, и старается добиться признания словами или делами, которые порой приводят к обратным результатам.

Совет: поощряйте ребенка за то, что он сделал, но не позволяйте ему требовать вознаграждения. Хвалите толь­ко за реальные результаты и не потакайте капризам, с по­мощью которых он нередко старается добиться внимания.

Голова шире в затылочной части. Стремление к со­перничеству, страсть побеждать.

Совет: запишите ребенка в спортивную секцию или туда, где он сможет реализовать свою энергию. Учите его уступать, когда он чрезмерно агрессивен к другим. Спросите ребенка, что бы почувствовал он, если бы дру­гие вели себя таким же образом с ним. Учите его призна­вать заслуги других людей и хвалить их за старание.

Округлое ухо. Врожденная музыкальность.

Совет: пусть ребенок учится играть на каком-либо музыкальном инструменте или петь в хоре. Возьмите его в музыкальный магазин, пусть узнает, как звучат раз­ные инструменты. Позвольте ему выбрать понравивший­ся инструмент. Возьмите его сначала напрокат, чтобы посмотреть, понравится ли он ребенку.

Сочетание черт. Беспокойный коротконогий ребенок с широко расставленными глазами. Такому бывает тя­жело сконцентрироваться.

Совет: поощряйте занятия спортом, будь то езда на велосипеде, катание на скейтборде, гимнастика, танцы и все прочее, что помогает выплеснуть энергию.