Больной с бредом изобретательства не ставит перед собой проблемной зада­чи, не ищет аргументов для доказательства собственной теоремы или открытия, независимо от того, имеются у него патенты или речь идет о совершенно нелепом «открытии», вроде вскармливания баранов на городских газонах с целью получе­ния мяса для жителей городов (много лет назад комиссия ЦК КПСС приезжала проверять жалобу одного нашего пациента, предложившего такой способ реше­ния продовольственной проблемы страны). В отличие от гениев мировой фило­софии и многих миллионов простых людей, оставляющих какую-то долю сомне­ния в отношении любых добытых ими знаний и истин, наш изобретатель изна­чально, априорно утверждает и считает, что он добыл аподиктическую истину, что она абсолютно достоверна, что это есть аксиома, и она не подлежит ни дока­зательству, ни обсуждению. Те патенты, которые он достал из-под матраса, он де­монстрировал не себе, а нам: «Отвяжитесь, вы хотели убедиться, читайте, а мне и без патентов ясно, что я прав!» Именно своей, по его мнению, божественной абсолютизацией истины он и отличается от нас. Именно принятием на себя прин­ципиально невозможной миссии носителя аподиктической истины, а не в связи с со­держанием этой истины, он является жителем инобытия. Бред изобретательства при всей импозантности этого названия отнюдь не безопасен.

В нашей стране известен случай, когда пациент, страдающий этим видом бреда, отре­зал голову академику и поставил ее на письменный стол академика, так как тот, видите ли, вздумал доказывать ему — носителю абсолютной истины — абсурдность его открытия.

Пожалуй, самый частый вид бреда — бред преследования. Он может быть ин­терпретативным, острым чувственным, галлюцинаторным (т.е. возникающим вследствие галлюцинаций или псевдогаллюцинаций и точно отражающим пере­живаемые расстройства восприятия). Содержание бреда преследования очень разнообразное. Преследовать больного, по его мнению, могут бандиты, мафия, КГБ и ФСБ, ЦРУ, любовники жены, сотрудники по работе, соседи по лестнич­ной клетке или по саду-огороду. Не имеет значения, кто «преследует» больного, важно, что главным переживанием при бреде преследования являются сначала страх и тревога за свою жизнь, жизнь близких людей, а потом, по мере возрастания уве­ренности, по мере аксиоматизации своего бредового знания, перерождение преследу­емого в преследователя.