Наиболее часто одним из главных проявлений идеаторных автоматизмов в прошлые десятилетия считалась так называемая передача мыслей на расстоя­ние, или знаменитая телепатия (передача мыслей на расстояние также входит в симптомы первого ранга по К. Шнайдеру). Как только в конце 60—70-х годов психиатры слышали про телепатию, почти тут же ставился вопрос о синдроме Кандинского-Клерамбо. Одна пациентка, проживающая на Северном Урале, ут­верждала, что ее мысли «читает ее недоброжелатель, проживающий в Москве, на расстоянии 2500 км, а прочитав мысли, с помощью особого гипнотического воздейс­твия на расстоянии вызывает у нее прилив крови к органам малого таза и половое возбуждение, которого она крайне не желает». (Это сочетание идеаторных и сен­сорных автоматизмов.) В последние годы в связи с изменениями в общественном сознании, массовом распространении парапсихологических феноменов понятие телепатии вышло из разряда патогномоничных признаков психического рас­стройства и стало феноменом общественного сознания, модной игрушкой в ру­ках недобросовестных целителей. К идеаторным автоматизмам относится разма­тывание воспоминаний, т.е. появляющееся помимо воли больного, с характером «сделанности», чередование воспоминаний, следующих друг за другом и не исче­зающих по желанию и воле больного. При этом разматывающиеся воспомина­ния, как правило, носят крайне негативный, неприятный характер. К ним очень подходит известное высказывание Джорджа Сантаямы: «Кто не желает помнить прошлого, навеки приговорен к тому, чтобы переживать его вновь и вновь». Раз­матывание воспоминаний иногда переходит в псевдогаллюцинаторные псевдоре­минисценции.

Автоматизм чувственный (сенсорный, сенестопатический) имеет три названия. Считается, что это одно и то же, хотя сенестопатии — это более узкое понятие, чем чувства или сенсорика. При этом виде автоматизмов больные ощущают «сде­ланные» ощущения, а также вызванное посторонней силой телесное обеспечение различных чувств, желаний, влечений. «Сделанные» сенестопатии — необычные, тягостные ощущения в различных областях тела. Примеры чувственных автома­тизмов мы приводили из монографии В.Х. Кандинского и из нашей практики в третьей главе.

Здесь кратко: больная 38лет с развернутым синдромом Кандинского-Клерамбо сооб­щала, что с помощью особого «гамма-пси»-генератора из квартиры соседнего подъезда на нее действует особая волновая энергия, с помощью которой банда «последышей Гитлера» вызывает у нее «перебулькивание» мозгов, «кувырканье» сердца, «переплетение» кишечни­ка с профузным поносом и особые сокращения матки, как во время родов, с выбросом ма­точного «плевка». Кроме этого, после каждого сеанса «гамма-пси»-генератора она ощу­щает приступ ненависти к своему мужу и приступ похоти к сыну, с помощью чего «пос­ледыши Гитлера» заставляют ее совершить содомический грех.

В этом наблюдении имеются многочисленные «сделанные» сенестопатии с вычурными, необычными ощущениями со стороны внутренних органов, «сде­ланные» висцеральные сопровождения чувства любви, ненависти, полового вле­чения. И все это оформлено и толкуется в виде бреда физического воздействия.

Автоматизм двигательный (кинестетический). При этом виде психического ав­томатизма больные ощущают свои собственные движения как чуждые, «сделан­ные», специально вызываемые посторонними силами. Речь идет прежде всего о скелетной мускулатуре.

Несколько лет назад при обходе больной неожиданно стукнул врача по плечу. На удив­ленный взгляд доктора тут же попросил прощения и заявил, что это не он нанес удар, а его «рукой управляли гэбисты».

 

Другая больная 25 лет с псевдогаллюцинациями и бредом психического воздействия, стоя у поста медсестры, кланялась безостановочно, как это бывает при яктации у оли­гофренов. Врачи подумали было, что это началось кататоническое возбуждение со сте­реотипными движениями. Но на вопрос врача больная остановилась и пояснила, что это не она кланяется, а всеми мышцами ее тела управляет из «центральной вселенно-косми- ческой диспетчерской второй ангел самого Бога-отца».

В течение тридцати лет нами наблюдался больной с непрерывной шизофренией.

На этапе перехода параноидной шизофрении в парафренную у него был развернутый синдром Кандинского-Клерамбо с парафренизацией. Под землей Татарстана находился подкоп под Индию, ГДР, страны Восточного блока. Шла всемирная война между Китаем и СССР. В его квартире находилось 60— 70 зеркал, через которые его и его жену видели на расстоянии, жену снимали и снижали вес, она худела на расстоянии. «Враги народа пов­сюду установили подслушивающую аппаратуру, командовали им, действовали на него лу­чами. Однажды, уже на фоне наличия парафренного бреда, он убил жену. На освидетельс­твовании в АСПЭ он утверждал, что не убивал жену. Появились привидения, которые вложили в его руку топор и его рукой ударили жену, которая лежала на кровати, по голо­ве. Она не успела даже крикнуть. После этого они запретили выходить, угрожая, что и его убьют. Несколько суток он находился возле трупа жены.

Как видно из этого случая, убийство было совершенно в психотическом сос­тоянии, в котором сам факт противоправного действия — удар топором — являлся кинестетическим автоматизмом. Принято считать, что парафренный этап уже не так опасен, как параноидный. Этот случай предупреждает, что безопасных видов бреда и психотических состояний не существует.