Большую, отдельную группу нарушений влечений (в том числе и импульсив­ных) составляют половые извращения (перверсии, парафилии). Данная патология многократно и многостранично описана в специальной литературе, начиная от Р. Краффт-Эбинга и кончая последними монографиями А.А. Ткаченко (Сексу­альные извращения — парафилии. — Москва, 1999). Парафилии изучали и изуча­ют с различных точек зрения — психиатрической, психологической, судебно­психиатрической, литературно-эстетической и т.д. Необходимо отметить, что в художественной литературе, особенно в детективах последних лет, эта тема не­щадно эксплуатируется, на страницах книг встречаются монстры, почище Чика- тилло, но неизменно ощущается привкус и налет некоего романтизма, своеобраз­ного жонглирования кровавыми сценами насилия над духом и плотью человека. Между тем некоторые парафилии в реальной жизни предстают значительно про­ще, страшнее и отвратительнее. Мы сознательно не будем рассматривать патоге­нетические и этиологические аспекты парафилий. Начинающему врачу для ос­мысления их клинической картины вполне достаточно будет освоить феномено­логическую картину данной патологии, на основе чего каждый сможет самостоятельно углублять свои знания, тем более что массовым тиражом вышло прекрасное классическое руководство Р. Краффт-Эбинга, которое студенты 60-70-х годов XX столетия могли встретить только в областных библиотеках и только на немецком языке с описанием клинических случаев языком старой латыни. От парафилий следует отличать симптом насильственной непреодолимости влечений (Гуревича—Голант—Озерецковского) — приступообразно возникающее непреодолимое влечение (стремление кого-нибудь задушить, выкрикивать не­цензурные, ругательные слова, покупать лишние вещи и т.д.). Больные осознают нелепость своих влечений, неправильность поведения, но преодолеть их не мо­гут. Встречается при тяжелых органических заболеваниях головного мозга - хро­ническом течении эпидемического энцефалита, опухолях и травмах головногомозга. От парафилий следует также отличать псевдопарафилии, когда сексуаль­ные нарушения являются симптомом хронического психического заболевания, например шизофрении.

Итак, согласно МКБ-10, данная группа психических нарушений именуется расстройствами сексуального предпочтения (парафилии). Проще всего изучать эти расстройства, идя вслед классификации.

Фетишизм (F65.0) — нарушение сексуального предпочтения, при котором че­ловек использует неодушевленные предметы для возбуждения или усиления сек­суального удовлетворения. Чаще всего данные предметы связаны с противопо­ложным полом или тем полом, который является для пациента сексуально значи­мым: предметы одежды, чаще нижнего белья, предметы интимного туалета, разного рода парфюмерные и косметические средства, непосредственно связан­ные с интимной жизнью или интимным туалетом человека. Иногда это могут быть нейтральные предметы, но получающие при конкретной жизненной ситуа­ции особое сексуальное значение.

Так, например, один молодой человек, точно выполняя рекомендации популярной эн­циклопедии, с первой брачной ночи использовал обычную подушку, которую подкладывал под таз своей партнерши. Вскоре одна подушка сама по себе стала вызывать у него в от­сутствие жены сексуальное возбуждение. На протяжении 3мес. отъезда жены в учебную командировку, почти ежедневно, манипулируя подушкой, он совершал мастурбацию. Пос­ле возвращения жены из командировки он оказался несостоятельным, так как обстанов­ка случившейся близости исключала использование этой конкретной подушки — скорее всего это был случай транзиторного фетишизма.

В судебно-психиатрической практике фетишизм встречается в случаях совер­шения кражи фетиша.

Ретифизм. Разновидность фетишизма. Название пошло от Ретиф де ля Брето­на, писателя Франции, запечатлевшего эротические сцены любования мужчина­ми ножками и туфельками героинь. Лица, страдающие ретифизмом, стремятся завладеть привлекательной женской обувью.

По одному из таких случаев нами проводилась АСПЭ.

Мужчина сорока с лишним лет, имеющий жену и двоих детей, был пойман с поличным на балконе пятого этажа при совершении кражи выстиранного женского белья. Стои­мость похищенного обозначалась символической ценой. Как выяснилось, испытуемый ре­гулярно совершал кражи женского интимного белья. Сначала с веревок во дворах, где оно сушилось. Но так как во дворах сушилось только «приличного» вида белье, оно перестало с какого-то времени его удовлетворять, ибо ему для достижения возбуждения требовалось женское белье со следами ежемесячных женских «праздников». Именно такое белье и фи­гурировало в уголовном деле, вызывая своим фотографическим изображением недоумение и смех у следственных работников... В одной из школ небольшого городка регулярно совер­шались кражи женской обуви. Удивление вызывало то обстоятельство, что выбор обуви был необычным для вора. Исчезали не только не новые и не дорогие модели, а, как правило, старые, долго носимые, хозяевами которых оказывались сотрудницы школы и ученицы. Следователи обратили внимание еще на одно странное обстоятельство - все потерпев­шие проживали в старых бараках, где отсутствовало водоснабжение, а следовательно, возможность должного гигиенического поведения была, мягко говоря, затруднена. Все объяснилось, когда был пойман с поличным сторож школы, который, согласно его объясне­ниям, в качестве фетиша использовал женскую обувь с максимально имеющимся запахом пота ног.

Трансвеститский фетишизм (фетишистский трансвестизм) (F65.1). Использова­ние одежды противоположного пола с целью изменения собственного внешнего вида — это еще не фетишизм. Трансвеститский фетишизм — не просто использо­вание предметов туалета или одежды противоположного пола, а преобразование собственного облика с целью придания ему качеств представителя противопо­ложного пола.

Один молодой человек в ранней юности забирался в девичью раздевалку, снимал с веша­лок трико, школьные платья, колготки, прижимал эти предметы к себе и онанировал. К концу школьных лет он попробовал на несколько минут надевать девичью одежду и од­нажды был застигнут за этим занятием, что вызвало необыкновенный скандал. В это время, когда на него особенно сильно кричала учительница по физкультуре, он испытал сильный оргазм и эякулировал. Устроившись работать на завод, он один-два раза в месяц «случайно» забредал в женские раздевалки, душевые, переодевался в женскую одежду и мастурбировал. У него был в жизни период сожительства с гражданской женой. Снача­ла она с большим недоумением воспринимала его «капризы», затем привыкла и полагала чудачеством его стремление надеть на себя перед интимной близостью ее лифчик, ночную рубашку и большие пушистые тапочки.

Очень близко к фетишизму, но отличающееся от него, примыкает нарушение сексуального влечения, именуемое парциализм. Человек удовлетворяет свои сек­суальные потребности, видя или взглядывая на определенные части тела полово­го партнера — ногу или ягодицы, живот или бедро. В отличие от парциализма, при фетишизме не требуется наличие или присутствие партнера, его место зани­мает фетиш, символизирующий гениталии.