Детская шизофрения с аутизмом наизнанку
Больной X. Анвар, 1985 г. рождения.
Из анамнеза известно, что ребенок родился от первой нежелательной беременности, до 4 мес. мать пыталась избавиться от нее, принимала алкоголь, таблетки, ванны, использовала другие приемы. Несколько раз теряла сознание. После регистрации брака мать решила сохранить беременность. Психомоторное развитие ребенка в ранний период: очень спокойный, сидеть начал с 6 мес., ходить — el год, говорить в 11—12 мес., фразовая речь в 2,5 года. Родители развелись, когда ребенку было 2,5 года. Развод родителей пережил тяжело, был беспокойным, постоянно бегал, порой без видимой причины и цели. В 1994 г. переехал вместе с бабушкой в г. Набережные Челны, родители остались в Казани, у каждого из них новая семья. Во время беседы часто высказывался о том, что хотел бы, чтобы родители жили вместе, и он с ними. На приглашение матери переехать к нему не отреагировал. Со слов деда, в отношениях с детьми и животными бывал очень груб, часто жесток. В возрасте 5 лет выбросил из окна высотного дома маленьких котят, затем показывал ребятам «как они себя ведут», протыкая их спицей.
Из беседы с дедушкой: задает много вопросов, не слушает ответы на них, может подолгу сидеть на одном месте, ничего не делая, любит беседовать на темы, смысла которых не понимает, — религии, любви, секса. Принес презерватив от соседей, расспрашивал бабушку о его предназначении, примерял его, убедившись в несоответствии, заявил:«Немного подрасту, и тогда...»
Психический статус: внешне опрятен, подвижен. Одежда чистая, хотя о сохранении ее в должном виде ребенок не заботится. Взгляд холодный, оценивающий, речь внятная, словарный запас обширен с изобилием сложных оборотов, свойственных взрослой речи. Резко сокращено чувство дистанции, зайдя в кабинет ведет себя свободно, несмотря на присутствие врачей. Открывает шкафы, достает бумагу, садится только после настоятельной просьбы. Первым заводит разговор, расспрашивает, не слушает ответов, говорит сам, высказывает просьбы осмотреть его, побеседовать. «Вы спрашивайте, а я вам расскажу». В беседе демонстрирует обширный кругозор, хотя знания практически во всех областях очень поверхностны. Часто манипулирует словами, значение которых понимает мало или вовсе не понимает. На вопрос: как оказался здесь, отвечает: «Пришел сам подлечиться, стал непослушным». Негативные поступки объясняет: «Рассудок потерял». На вопрос, где находится рассудок, вскочил с дивана, всплеснув руками: «И откуда я это знаю?Я еще маленький, а не какой-либо там». Навязчив. Требует к себе внимания. Находясь в отделении, стучится в дверь ординаторской, просит под любым предлогом, чтобы его осмотрели, придумывает различные недуги. Просит осмотреть его на «собрании». «Я им хочу что-то рассказать». При повторных беседах рассказывает те же анекдоты, те же истории, что и на прошлых беседах, с небольшими интерпретациями, выдавая их за новые. На просьбу улыбнуться, охотно демонстрирует механическую улыбку. В отделении с детьми груб, при появлении дежурного или главного врача сразу бросается навстречу, повисает на руках, требует выслушать его. Рассказывает консилиуму врачей небылицы о своих мнимых достижениях, заявляя, что легко может поднять мешки по пятьдесят килограмм, предлагая немедленно проверить себя.
По заключению психолога: повышен уровень невротизации, эгоцентризм, интеллект сохраненный IQ « 100.
ЭхоЭГ: смещений средних структур мозга не выявлено.
Неврологический статус: без грубой очаговой симптоматики.
При анализе особенностей данного случая, вызвавшего большие диагностические трудности, явилась внешне сохраненная, формальная, излишне развитая доступность и контактность ребенка. Эмоциональное снижение, вычурность многих поведенческих актов, жестокость в отношении к животным и близким, псевдология и склонность к бесплодному рассуждению давали основания для подозрения и диагностики эндогенного процесса. Но «сверхдоступность» мальчика как бы нивелировала остальную симптоматику. Проведя тщательный анализ психического состояния, в том числе с использованием видеосъемок, врачи пришли к выводу о наличии регрессивной синтонности, или аутизма наизнанку, проявляющегося в отсутствии чувства дистанции, цинизме, обнаженной откровенности как одном из ведущих клинических признаков негативной симптоматики при шизофрении. Особенностью данного случая является редкость проявления данного синдрома у детей.