Фантастические конфабуляции отличаются от замещающих конфабуляций не только и не столько степенью фантастичности самих переживаний, сколько ос­новным психическим расстройством, на фоне которого возникают эти ложные воспоминания. Если замещающие конфабуляции возникают при тяжелых орга­нических заболеваниях мозга, на фоне и в связи с выраженными нарушениями памяти, то фантастические появляются при конфабуляторной парафрении, где грандиозные по масштабу ложные воспоминания являются дополнением к пара- френному бреду, где бред питается фантастическими ложными конфабуляциями и где очень сложно вычленить, а что же первично - бред или конфабуляции. Не­редко конфабуляторная парафрения может быть этапом развития онейроидного приступа, о чем мы говорили в главе о расстройстве сознания. Если мне позволят провести такое сравнение, то замещающие конфабуляции чем-то напоминают бред малого размаха или обыденных отношений, тогда как фантастические кон­фабуляции напоминают большие бредовые синдромы, они далеки от обыденнос­ти и являются переживаниями большого размаха.

Пациент Сергей заявляет, что месяц назад он встречался с Бен Ладаном, получил от него точные сведения, что город будет взорван в такой-то день, возложив тем самым на себя миссию спасения своего города.

Замечательный пример фантастической конфабуляции приводит П.Ф. Мал­кин в монографии «Клиника и терапия психических заболеваний с затяжным те­чением» (1959) в главе о парафрениях:

«...с 1943 г. он связан с организацией «Буря», которой был досрочно освобожден из зак­лючения с условием, что обязан явиться в спецорганизацию по первому требованию, а пока хранить тайну. С «Бурей» связаны и его жена, и главный врач санатория, где жена лечилась. Последний сообщил ему, что у жены при помощи «спецаппаратов» высасывают бактерии и переотправляют на Кавказ, где заражают людей».

В уже цитируемой нами монографии С.Ю. Циркина приводится следующий пример.

«Так, при остром конфабуляторном бреде воображения до определенного момента па­циентка не замечает ничего необычного, а затем начинает говорить о том, как накануне была с мужем на концерте, как обезвредила там бомбу, что позволило предотвратить войну. Субъективного чувства припоминания забытого при этом нет. Реально происхо­дившая будничная жизнь при этом не отрицается, но воспоминание о вымышленных собы­тиях более живо и актуально. Это не замещающие конфабуляции, которые заполняют мнестические пробелы, а дополнение реальности бредовыми переживаниями» [69].

Один из замечательных советских психиатров В.М. Блейхер описал два вида бреда при конфабуляторной парафрении. Первый он назвал ретроспективным бредом предвосхищения будущего. Он диагностируется на стадии становления па- рафренного синдрома, когда у больных параноидной шизофренией выявляется бред, при котором пациент сообщает о том, что несколько лет назад он встретил человека, предсказавшего все, что происходит с ним сейчас, и что произойдет в будущем. Второй вид конфабуляторного бреда Блейхер назвал бредом вечного существования, встречающимся чаще всего при инволюционной парафрении. Переживания больного при этом виде бреда направлены в прошлое.