Истерическое расстройство личности

X. М., 1962 г. рождения. Обратились сестра и муж больной с жалобами на ее неадек­ватное поведение, развившееся внезапно. Была вызвана линейная бригада скорой помощи, рекомендовано обращение к психиатру.

Из анамнеза: родилась в семье колхозников старшей из троих детей. Родители и бабуш­ка чрезмерно опекали. Вторая сестра появилась через 7 лет, так что в первые годы жизни пациентка была в центре всеобщего внимания, ей все позволяли, исполняли любой ее каприз. Если не хотела выполнять какую-то домашнюю работу, о которой ее просили родители, думала о том, что у нее поднимется температура, и она действительно поднималась.

(Налицо воспитание в ранние детские годы по типу «кумир семьи» и плоды этого воспитания, не только в виде капризов, но и первых конверсионных расст­ройств — психогенно-спровоцированные подъемы температуры.)

До школы детский сад не посещала, воспитывалась дома бабушкой. Была общитель­ной, имела много подруг своего возраста. Любила играть в «школу», в играх всегда была учительницей, очень любила «всем воображаемым» ученикам ставить двойки. В школу пошла с семи лет. До 5-го класса была отличницей, затем возникли проблемы с алгеброй. В классе была активисткой, стремилась быть на виду. Хорошо рисовала, поэтому была членом редколлегии, оформляла газеты. Давала всем понять, что именно от нее зависит вся работа в классе. «Нравилось руководить людьми». В старших классах стремилась хо­рошо выглядеть. Чтобы утром не вставать с помятым лицом, с вечера не пила и не ела.

(К началу юности сформировался характер личности, желающей и стремя­щейся быть в центре внимания, быть лидером, манипулировать людьми. Внеш­ность имела настолько важное знание, что ежедневно «садилась на кратковре­менную диету».)

В 8— 9-м классах начала дружить с мальчиками. Но те мальчики, с которыми училась с первого класса, внимания на нее не обращали. Первая любовь закончилась изменой изб­ранника, который прямо на глазах покинул ее, уехав с другой девушкой на мотоцикле. Мужа выбрала именно потому, что он был ей предан всегда, хотя, «наверное, его и не лю­била». Рядом с ним она чувствовала себя еще умнее и красивее, «это было удобно». Все счи­тали, что будущий муж — надежный человек. Первые 5 лет после свадьбы часто конф­ликтовали, «притирались друг к другу», были маленькие дети, было много неустроеннос­ти. Последующие 5 лет жили хорошо, спокойно, «как бы по привычке». Последние 7 лет вновь отношения ухудшились, больше стала «чувствоваться разница в интеллекте». Муж не мог принять никакого самостоятельного решения. Когда дети были маленькими, рабо­тала в детском саду, чтобы быть с ними вместе. В течение последних 10 лет работала в школе, преподавала татарский язык, будучи учительницей по химии и биологии. Счита­ла себя самой элегантной женщиной в школе.

(Замечательно говорит о себе, о своем интеллектуальном превосходстве над мужем и своей особой элегантности.)

Последние полгода были неприятности на работе. Хотела идти в отпуск в июне, а ди­ректор без ее согласия решил отпустить ее только в июле, а в июне заставлял работать с трудными подростками. Эту работу выполняла уже в течение нескольких лет, хорошо с ней справлялась, считала задержку отпуска несправедливостью. Переживала также из-за сына, неуспевающего по математике, а он учится в математическом классе. Была очень обеспокоена болезнью племянника, страдающего опухолью мозга, постоянно думала о сестре, которая плакала и просила у всех, чтобы сын остался жить. Племянник умер за семь дней до обращения к врачу. После его смерти и похорон постоянно вспоминала его, думала и осуждала себя за неправильное и строгое отношение к собственным детям. Че­рез неделю после печального события в 3 ч утра неожиданно проснулась и громко разрыда­лась. Плакала 15—20мин, не отвечая на вопросы, затем пошла в ванную, умылась, верну­лась и снова легла в постель. Через 30мин начала громко смеяться, хохотать, после чего уже не успокаивалась, никого из окружающих «не узнавала».

(Случился типичный истерический припадок — рыданья, слезы, безостано­вочный хохот, крики.)

Выкрикивала отдельные фразы, связанные с событиями, которые происходили 20лет назад. Спрашивала, не пришла ли сестренка из школы. Говорила о том, как играют ее младшие братья. Держалась за свое левое предплечье, объясняла, что болит рука после укола (получала витамины в детстве). Сказала, что упала на ведро и поцарапала щеку, показывала всем, что у нее кровь на щеке, спрашивала, идет ли еще кровь.

(В этот момент изучения анамнеза мы фиксируем переход истерического припадка в состояние измененного сознания.)

Обращалась к своей умершей в детстве подруге. Размахивала руками, говорила, что крутится красивая карусель. На окружающую обстановку, на обращение к ней ни­как не реагировала. Звала свою сестру по имени, но когда та подходила к ней, отмахи­валась, не узнавала, считала, что сестра должна быть маленькой. Что с ней произошло в течение последних дней, запомнила частично. Будто бы видела сон о том, как она спускалась по какой-то темной лестнице, но, дойдя до середины, провалилась куда-то вниз, ударившись головой, левой теменной областью. Она кричала и ругалась с кем-то. Неожиданно перед ней открылось красивое пространство, в которое она стремилась проникнуть, но ее не пускали, а сзади одновременно на нее накатывалась стена огня. Ви­дела своего племянника, как бы на карусели, живого и невредимого, окруженного необычно красивой природой.

(Итак, в рассказе описываются массивные истинные зрительные галлюцина­ции, носящие комплексный сложный характер с массивными включениями пси­хогенной тематики.)