Альберт Эйнштейн сказал, что невозможно легко решить сложную проблему на уровне самой проблемы. Что касается эмоциональных затруднений, то разбираться непосредственно с нашими эмоциями — возможно, наименее эффективный подход к разрешению проблемы.
Кто-то, вероятно, получает впечатляющее эмоциональное исцеление, когда ему удается взглянуть на проблему с того места, где находится сознание. Мы можем проявить заботу о своих эмоциях, сделать их объектом своего пристального внимания и сказать: «Сейчас я рассержен (или обеспокоен, или захвачен любой другой эмоцией), но это просто как теплый бриз, дующий сквозь меня». В том месте, где осознаются застрявшие эмоции, мы «расплавляем» их неизменные аспекты. Мы по-прежнему можем иметь эмоции, но при этом вольны наблюдать за ними и даже, в состоянии расслабленного внимания, играть с ними, подталкивая наше «застревание» в сторону исцеляющей трансформации. Ранее, в разделе о генетике, мы приводили специфический пример древней даосской практики осознанности (вдох в нижний данътянъ), которая влекла за собой обновленное ощущение жизни.
Для того чтобы достичь такого уровня осознанного внимания, особенно для того, чтобы оно могло освободить нас от застрявших эмоций, может потребоваться небольшой тренинг по упокоению ума. Сосредоточенный самонаблюдающий ум спокоен и ясен. Он с глубокой мудростью смотрит на все, что мы в настоящий момент делаем. Опытный терапевт может направить ум в этом направлении. Традиционные пути достижения такого состояния ума тоже существуют, и они включают различные методы, наиболее общепринятыми из которых являются медитации, умная молитва, йогические практики, визуализации, а также использование мантр (осознанно повторяемых значимых слов или звуков). Две тысячи пятьсот лет назад древний китайский мудрец Лао-цзы побуждал нас этими строфами находить освобождение:
Если душа и тело будут в единстве, можно ли сохранить его?
Если сделать дух мягким, можно ли стать [бесстрастным] подобно новорожденному?
Если созерцание станет чистым, возможны ли тогда заблуждение?
Устранение эмоционального беспорядка средствами «сверху» и «снизу»
- Практики осознанности, успокаивающие ум (молчаливое созерцание, медитация, самонаблюдение...)
- Эмоциональный беспорядок (мешающие привычки, депрессия, беспокойство, паника, страх, тревога, печаль, чувство незащищенности, гнев, чувство обиды, зависимость от людей, еды, наркотиков, алкоголя...)
- Биологическое исцеление (с помощью упражнений, йоги, цигуна, тайцзи, подходящих цельных продуктов, лечения травами, акупунктуры.)
Эмоции в гармонии
Когда наши эмоции находятся в состоянии относительного равновесия, мы, естественно, чувствуем самоуважение и потому считаем, что разумнее всего выбирать качественные продукты питания. Кроме того, мы начинаем понимать, что низкокачественная еда просто не представляет интереса. Такие продукты имеют отрицательные энергетические свойства, и мы, конечно* иредпочитаем не загрязнять ими свое тело и не разрушать ум.
Такая взаимосвязь между питанием и сознанием — ключ к ощущению полноты личности и обретению эмоционального равновесия. Более высокий уровень сознания разрушает эмоциональную привязанность к еде^акие простые процессы часто бывает труднее всего распознать. Мы можем думать, что наши головоломные эмоциональные проблемы нуждаются в комплексном лечении, однако регулярным использованием техник, которые успокаивают ум и просветляют дух, достаточной активностью и тщательным выбором качественных продуктов мы несемся на поезде своих эмоций д гармонии! , И(Юдна из целей этой книги — способствовать миру во всем мире уникальным и в высшей степени практичным путем: пропагандируя исцеление наших чрезмерно агрессивных желаний и эмоций с помощью практик самоосознания и выбора лучших биологических возможностей, включая выбор продукта