Л. В. Громашевский, основоположник отечественной эпидемиологии, разра­ботавший учение о механизме передачи инфекций — эволюционно сложившейся способности возбудителя к перемещению из одного организма в другой, тем самым обеспечивая сохранение возбудителя как биологического вида в природе, выделил 4 типа механизма передачи: воздушно-капельный, фекально-оральный, контактный и трансмиссивный.

Каждый из механизмов передачи соответствует определенной группе инфек­ций (дыхательных путей, кишечных инфекций, наружных покровов и кровяных). Механизм передачи инфекции связан с локализацией патологического процесса. Механизм передачи и локализация патологического процесса взаимосвязаны и вза­имообусловлены. Например, при поражении дыхательных путей действует воздуш­но-капельный (аэрозольный) механизм передачи. При локализации патологиче­ского процесса в кишечнике реализуется фекально-оральный механизм передачи. Сложившееся в ходе эволюции взаимодействие локализации патологического про­цесса, связанного с ним механизма передачи и восприимчивого организма образуют эпидемический процесс. Непрерывность эпидемического процесса обеспечивает со­хранение возбудителя (паразита) как биологического вида. Это фундаментальное по­ложение сохраняет силу и поныне.

Однако названные механизмы передачи даже при дополнении их вертикальной передачей (заражение плода от матери во время внутриутробного развития) и зара­жением при прохождении через родовые пути матери, не исчерпывают всех возмож ностей инфицирования.

В современных условиях «поднял голову» новый мощный артифициальный ме­ханизм передачи, созданный как бы искусственно и связанный с инвазивными проц цедурами. Именно артифициальный (от лат. artificiale— искусственный) механизм передачи, возникший как побочный продукт медицины, играет важную роль в рас­пространении внутрибольничных инфекций. Интенсификация артифициального механизма создала остроту проблемы ВБИ, возникающих у пациентов и медицин­ского персонала в связи с оказанием медицинской помощи в стационарах, амбулатор-нополиклинических условиях и на дому.

Артифициальный механизм передачи ассоциируется с широким спектром инва-зивных диагностических и лечебных процедур, в редких случаях он связан с неинвазивными манипуляциями (ингаляционные процедуры).

Число инвазивных процедур и значимость артифициального механизма пере­дачи в мире растет в связи с технизацией медицины, увеличением числа сложныхдиагностических и лечебных процедур и трудностью обеззараживания некоторых видов аппаратуры.

Действие артифициального механизма передачи может проявиться при различи ных манипуляциях, начиная от элементарных процедур (взятия крови, инъекций) и кончая сложнейшими операциями на жизненно важных органах, трансплантацией органов и тканей, в том числе искусственных органов.

Наиболее распространенная процедура — инъекции — далеко не безопасна (ВОЗ). В РФ ежегодно производится 100 млн инъекций, из них 60 млн— с профи­лактической целью. В странах с высоким и средним уровнем жизни ежегодно делают 12 млрд инъекций. С инъекциями в мире связывают:

  • 8-16 млн случаев гепатита В;
  • 2-4,5 млн случаев гепатита С;
  • 75-150 тыс. случаев ВИЧ-инфекций.

Получение биоптатов органов и тканей, введение недостаточно обеззаражен шприцом различных препаратов таят в себе опасность инфицирования.

Опасность заражения существует при трансфузиях крови. Ежегодно в стране вводится 7 млн доз крови и ее компонентов. При этом нельзя исключить опасность заражения.

По расчетным данным, в России за 1 год вследствие гемотрансфузий развивается:

  • гепатит С — у 3500 человек;
  • гепатит В — у 1400 человек;
  • ВИЧ-инфекция — у 12 человек.

Стоимость лечения этих больных превышает 1334 млн долларов.