Слово «ожог» обычно ассоциируется со словом «инфекция», существует термин «инфицированный ожог». Несмотря на это, единого микробного агента, который всегда участвует в патологическом процессе ожоговой травмы, нет. Изучение микро­биологической картины у людей с ожогами ведется с начала XX века. До эпохи пе­нициллина ведущую роль в патогенезе ожоговой травмы отдавали стафилококковой флоре. Позже появились данные об усилении роли таких возбудителей оппортуни­стических инфекций, как синегнойная палочка, протей, энтеробактер. С внедрением в медицинскую практику мощных антибактериальных препаратов широкого спектра у пациентов с ожогами большое значение приобрели грибковые инфекции. Спектр микроорганизмов отличается не только в разных ожоговых отделениях, но и изменя­ется из года в год.

В ожоговом центре, рассчитанном на 60 коек, производится 600-700 микробио­логических исследований ежегодно. Количество положительных высевов составляет примерно 72-76%. В среднем на 1 пациента приходится 2 микробиологических ис­следования.

Подавляющее большинство выделенных культур составляет S. aureus.

Чаще всего ассоциации микроорганизмов состоят из грамположительных и грам-отрицательных компонентов. Так, наиболее распространенный вид ассоциации Xaureus + P. aeruginosa, реже встречается S. aureus + P. mirabilis.

Установлено наличие факторов вирулентности и устойчивость к антибактериальным препаратам больничных штаммов этих микроорганизмов, что имеет важное клиническое и эпидемиологическое значение.

Множественная лекарственная устойчивость является важнейшим клиниче­ским и эпидемиологическим свойством штаммов-возбудителей оппортунистической инфекции. Такие штаммы можно обнаружить в посевах от пациентов ожогового от­деления, как правило, на 4-5-й день пребывания в стационаре (в посевах, взятых при поступлении или на 2-й день микроорганизмы, устойчивые ко многим лекарствен­ным препаратам, встречаются редко).

В табл. 8.2 приведены данные о лекарственной устойчивости S. aureus, обна­руженного в посевах из ран пациентов ожогового центра на 4-27-е сутки после травмы.

Доля устойчивых к антибактериальным препаратам штаммов S. aureus выделенных от ожоговых больных

(в Ожоговом центре городской клинической больницы № 36 г. Москвы в 2003-2004 гг.)

Антибактериальныйпрепарат

Фузидиевая кислота

10,2

Ванкомицин

0,48

Чаще всего в антибиотикограмме обнаруживается 1-2 препарата, эффективные против выделенного штамма invitro. Препаратом выбора при лечении тяжелых ин­фекций, вызванных S. aureus, является ванкомицин. Однако при наличии в посеве мультирезистентного штамма S. aureusпри отсутствии клинических проявлений ге­нерализации инфекции или других грозных осложнений применение ванкомицина является ошибкой. Каждое назначение антибиотиков резерва увеличивает риск по­явления штаммов, устойчивых и к ванкомицину. Следующий пациент будет практи­чески беззащитен против этой высоковирулентной инфекции. За последние годы штаммы S. aureus, устойчивые к ванкомицину, встречаются все чаще и чаще.

Мультирезистентность к антибактериальным препаратам особенно характерна для P. aeruginosa, P. mirabilis, Acinetobacterspp. При взятии серии посевов у пациента с ожогами уже во втором посеве (на 5-7-е сутки после травмы) эти микроорганизмы могут иметь чувствительность только к антибиотикам резерва. В табл. 8.3 сгруппи­рованы данные об устойчивости наиболее часто встречаемых грамотрицательных бактерий.

Замечено, что отказ на некоторое время от использования в клинической практи­ке отделения какого-либо антибиотика по независимым причинам (отсутствие в ап­теке и др.) приводит к повышению количества штаммов, чувствительных к данному препарату.

Такие условно-патогенные микроорганизмы, как Е. coli, S. epidermidis, К. pneumoniae, довольно редки в посевах материала, полученного от ожоговых паци­ентов, и не обладают множественной лекарственной устойчивостью. Вероятно, эти оппортунисты заселяют ожоговые раны на первых этапах существования ожоговой раны («домашняя флора»), а затем вытесняются более агрессивными представителя­ми госпитальной флоры.

Частота встречаемости резистентных к антибактериальным препаратам штаммов некоторых грамотрицательных микроорганизмов, выделенных от ожоговых больных