Возбудитель инфекции — крайне важная составляющая часть эпидемического процесса. Характеризуя сальмонеллез как внутрибольничную инфекцию, необходимо отметить особенности биологических свойств возбудителей, имеющих едва ли не решающее значение в возникновении очагов инфекции. Это связано с тем, что практически все описанные внутрибольничные вспышки сальмонеллезов (за исключением пищевых) вызывают возбудители, отличающиеся одним общим свойством — множественной устойчивостью к химиотерапевтическим препаратам, и в первую очередь — к антибиотикам.
Госпитальные штаммы S. typhimurium, изолированные от больных и из внешней среды в процессе наблюдения за длительно существовавшим эпидемическим очагом ВБС (33 мес.) в одном из крупных многопрофильных стационаров для взрослых г. Москвы, имели типичную для сальмонелл морфологию, биохимические и серологические свойства (97,2%). Следует отметить, что 98,6% штаммов с одинаковыми биохимическими свойствами по способности декарбоксилировать лизин и ферментировав инозит и рамнозу относились к одному субварианту: лизин +, инозит +, рамноза.
Определение отношения S. typhimuriumк международному набору индикаторных фагов Феликса и Келлоу показало,.что штаммы биовара IIR (полирезистентного к антибиотикам) не типируются ими.
С помощью набора индикаторных фагов, разработанного в Тбилисском НИИВС, выявлено, что большинство госпитальных штаммов S. typhimuriumотносится к 20-му фаговару, но встречаются изредка также фаговары 25, 29 и 30.
Установлено, что 20-й типовой фаг набора индикаторных фагов Тбилисского НИИВС идентичен 208-му фагу из набора Андерсона. Абсолютное большинство зарубежных вспышек ВВС вызывает именно 208-й фаговар сальмонелл.
Известно, что значительная часть вспышек нозокомиального сальмонеллеза связана с полиантибиотикорезистентными штаммами S. typhimurium. Указанная тенденция сохраняется и в современный период.
У преобладающего количества выделенных госпитальных штаммов сальмонелл отмечена устойчивость к целому ряду антибиотиков (левомицетину, канамицину, ампициллину, тетрациклину, стрептомицину, гентамицину, ко-тримоксазолу) в концентрации, превышающей 100 мкг/мл.
В последние годы особое беспокойство вызывает появление и распространение устойчивости не только к традиционным вышеуказанным антибиотикам, но и к цефалоспоринам третьего поколения, что приводит к серьезным трудностям в лечении генерализованных и локализованных внекишечных форм сальмонеллез-ной инфекции.
Устойчивость к цефалоспоринам третьего поколения, как правило, связана с плазмидами, кодирующими р-лактамазы расширенного спектра. Так, в Мадриде описана вспышка сальмонеллеза в педиатрическом стационаре, вызванная штаммом цефтазидим-резистентной S. entericasubsp. entericaсеротипа othmarschen. Его устойчивость была связана с наличием плазмидной р-лактамазы ТЕМ-27. Описано формирование резистентности к цефотаксиму у S. enteritidisв процессе лечения этим антибиотиком, причиной явилась также БЛРС. В Стамбуле описана вспышка нео-натальных гастроэнтеритов и менингитов в нескольких стационарах, вызванная S. typhimurium, которая имела плазмиду р-лактамазы расширенного спектра PER-1. Близкородственная р-лактамаза PER-2 была обнаружена у штамма S. typhimuriumв Аргентине. Исследователями описаны р-лактамазы ТЕМ-1 и SHV-2, обеспечивающие полиантибиотикорезистентность госпитальных штаммов сальмонелл к цефалоспоринам III поколения, монобактамам, аминогликозидам, триметоприму, хло-рамфениколу, сульфонамиду. A. Philippon и соавт. (1989) обнаружили р-лактамазу СТХ-1 (ТЕМ-3) у госпитальных штаммов S. typhimurium, резистентных ко многим цефалоспоринам.
P. A. Bradford и соавт. (1998) описали р-лактамазу СТХ — М-5 — фермент, который явился причиной устойчивости госпитальных штаммов S. typhimuriumк цефотаксиму.
В последние годы зарубежные исследователи стали часто упоминать о полирезистентном к действию антибиотиков нового госпитального штамма S. typhimuriumDT104. Оказалось, что для S. typhimuriumDT104 характерна устойчивость к действию фторхинолов, что ранее никогда не отмечалось у госпитальных штаммов, и этот факт ставит серьезную проблему перед учеными и практиками в отношении лечения этой инфекции.
В РФ также отмечается высокая частота антибиотикорезистентности сальмонелл. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области в период с 1984 по 1991 гг. среди S. halfа более 90% штаммов проявляли устойчивость хотя бы к одному из традиционных антибиотиков (ампициллину, хлорамфениколу, аминогликозидам), среди S. typhimurium— А7,3% S. enteritidis— 6,6% штаммов. Штаммов, устойчивых к ципро-флоксацину, выделено не было, данных об устойчивости к цефалоспоринам третьего поколения не обнаружено.