Сходство клинической картины ВЗК и ряда кишечных инфекций, вызванных шигеллами, сальмонеллами, иерсиниями, кампилобактером, микобактериями^идр-. послужило основанием для обсуждения роли инфекционных агентов в прои^ нии язвенного колита и болезни Крона. Хотя инфекционная теория эти* °ельсТВ дискутируется очень давно, но до сих пор не получено убедительных док ^^ ^ в ее пользу. Обсуждается также возможность существования неизвест фекционных возбудителей язвенного колита и болезни Крона.

Микобактерии. Наибольшее число работ концентрируется в области изучения роли Mycobacteriumtuberculosis, М. paratuberculosis, М. kansasiiи М. avium. Это объ­ясняется тем, что клиническое и морфологическое сходство более всего выражено при болезни Крона и кишечном туберкулезе. При обоих заболеваниях воспаление имеет гранулематозный характер, а в клинико-эндоскопической картине присутст­вуют язвы, абсцессы, свищи. Гранулематозный колит у жвачных животных, вызван­ный М. paratuberculosis, также имеет гистологическое сходство с болезнью Крона. Большинство попыток обнаружить микобактерии в пораженных болезнью Крона тканях, получить культуру бактерий или выявить их серологическими и иммуноги-стохимическими методами пока не увенчались успехом. Лишь в некоторых исследо­ваниях при болезни Крона были выделены М. paratuberculosis, а в отдельных случаях отмечено повышение титра антител к этим микроорганизмам, но эти данные не были статистически достоверны. Попытки проведения туберкулостатической терапии при болезни Крона также оказались малоэффективными. Хотя исследования в этой обла­сти продолжаются, но большинство данных свидетельствует против роли микобакте­рии в развитии болезни Крона.

Эшерихии. Одна из экспериментальных моделей острого колита с изъязвления­ми была вызвана энтеропатогенной Е. coli. Патогенные штаммы эшерихии содержат олигопептид формил-метионил-лейцил-фенилаланин (ФМЛФ), который является сильным хемоаттрактантом для нейтрофилов человека, вызывает их миграцию в очаг воспаления и дегрануляцию. На нейтрофилах больных болезнью Крона обнаруже­но повышенное содержание рецепторов к этому пептиду. Высказана точка зрения, что ФМЛФ может быть индуктором кишечного воспаления при проникновении его из просвета кишки в слизистую оболочку вследствие повышенной проницаемости кишечного барьера для бактерий и макромолекул, наблюдаемой у больных болезнью Крона и их здоровых родственников. Модели гранулематозного колита, сходного с болезнью Крона, были получены у крыс при введении им ФМЛФ. Имеются дан­ные, что сульфасалазин может блокировать действие ФМЛФ invitro.

В других исследованиях было показано, что введение крысам гликопротеинов клеточной оболочки эшерихии приводило к развитию гранулематозного энтерита. Штаммы кишечной палочки, выделенные от больных язвенным колитом, обладают высокими адгезивными свойствами к клеткам эпителия и могут инициировать вос­паление.

Бактериальные эндотоксины также способны стимулировать развитие воспа­ления. Так, ЛПС Е. coliи других грамотрицательных бактерий стимулируют синтез провоспалительных цитокинов, таких как ФНО и ИЛ-1, что способствует развитию воспаления и эндотоксемии. Не исключено, что не сами бактерии, а их клеточные компоненты или продукты их синтеза являются теми первичными повреждающи­ми агентами, которые вызывают каскад патологических реакций, приводящих к де­струкции ткани и вторичным нарушениям иммунного ответа.

Другие возможные патогены. Из образцов кала и поврежденных тканей тол­стой кишки больных язвенным колитом и болезнью Крона часто выделяются раз­личные патогенные бактерии, в частности псевдомонады с дефектными клеточными оболочками, Listeriamonocytogenesи др. Частота их выявления у таких больных превышает частоту у здоровых людей. Однако, как правило, эти данные не подтвер­ждаются многими исследованиями. Обнаружен также повышенный уровень анти­тел к хламидиям, грибам рода Candidaи сахаромицетам. Однако степень повышения этих антител не столь высока, чтобы можно было говорить о первичной роли этих микроорганизмов в этиологии ВЗК. Скорее, это свидетельство сопутствующей ин­фекции или повышенной проницаемости кишечного барьера.

Цитомегаловирус. В последние годы отмечается увеличение случаев ВЗК, рефрактерных к лечению базисными препаратами, прежде всего глюкокортикосте-роидами. При попытке найти причину резистентности к стероидными гормонами у больных язвенным колитом, не ответивших на лечение, в биоптатах из краев язв слизистой оболочки толстой кишки методом ПЦР, гибридизации insituили имму-ногистохимически был обнаружен ЦМВ. Специфическая противовирусная терапия ганцикловиром в этих случаях позволяла добиться значительного клинического улучшения или ремиссии. Значит ли это, что ЦМВ может вызывать язвенный ко­лит? Пока не накоплено достаточно данных для того, чтобы говорить о ЦМВ, как этиологическом факторе язвенного колита, хотя такая возможность обсуждается. Пока наиболее вероятным объяснением указанному факту представляется активиза­ция оппортунистической вирусной инфекции на фоне иммунодефицита, свойствен­ного язвенному колиту, и утяжеление основного заболевания на фоне коинфекции. Другим объяснением может быть ошибочный диагноз язвенного колита, так как его клинические симптомы и поражения кишки ЦМВ могут быть сходны.

Вирус кори. Эта гипотеза развития язвенного колита и болезни Крона основана на том, что у больных болезнью Крона в эндотелии пораженных сосудов при элек­тронной микроскопии обнаружены структуры, напоминающие вирус кори, а при гибридизации in situ выявлена геномная РНК вирусного белка. В одном из иссле­дований отмечено увеличение риска развития язвенного колита и болезни Крона у лиц, вакцинированных против кори, и повышение заболеваемости во время или по­сле эпидемии кори, однако в других исследованиях эта закономерность не подтвер­дилась. Предполагается, что персистирующий вирус кори вызывает повреждение капилляров слизистой оболочки толстой кишки с последующим развитием васку-лита, ишемии и воспаления. Действительно, в морфологической картине слизистой оболочки больных с воспалительными процессами в кишечнике отмечены явления микроваскулита, но они не являются ведущими. В настоящий момент нет достаточно убедительных данных для подтверждения высказанной гипотезы..