Нейтрофилы являются критическим звеном защиты организма от бактериаль­ных и некоторых грибковых инфекций. Нейтропения (снижение количества неитрофилов) является наиболее частым и опасным видом иммуносупрессии у онколегических больных. Чаще всего ее развитие обусловлено токсическим воздействием
химиотерапии и лучевой терапии на клетки костного мозга, отвечающие за кроверение (клетки-предшественники гемопоэза).

Отсутствие или недостаток функционирующих нейтрофилов лишает первичного механизма защиты против проникающих патогенов.

Связь между выраженной нейтропенией (< 0,5х109/л) и инфекцией была показа­на еще в 60-х годах прошлого века в классической работе Bodeyи соавт. В данном ис­следовании 90% больных с диссеминированной грибковой инфекцией и 78% с септи­цемией имели уровень нейтрофилов менее 0,5х109/л. Кроме степени выраженности нейтропении, значительно повышала риск развития инфекционных процессов и ее продолжительность. При длительном сохранении нейтропении происходит и смена возбудителей. Если первая волна воспалительных процессов у больных с длитель­ной нейтропенией в подавляющем большинстве случаев была обусловлена бактери­ями, то спустя 2 недели их причиной в 20% случаев являлись грибковые патогены (Candidaspp., Aspergillusspp., Fusariumspp. и др.).

Диагностика инфекции у пациентов с нейтропенией может быть значительно за­труднена из-за отсутствия типичных признаков инфекционного процесса. На фоне нейтропении могут отсутствовать или быть очень слабо выражены такие привычные признаки воспаления, как покраснение, отек, боль. Зачастую не выражена клиниче­ская симптоматика (кашель и мокрота при пневмонии и т.д.) и даже рентгенологи­ческие признаки воспалительного процесса. Единственным симптомом инфекцион­ного процесса, который наблюдается у пациентов с нейтропенией так же часто, как и при ее отсутствии, является лихорадка (повышение температуры до фебрильных цифр). К сожалению, одновременно с отсутствием клинической симптоматики ин­фекционного процесса отмечается ускорение диссеминации возбудителя, не сдержи­ваемого нейтрофилами. Бактериемия и/или фунгемия на фоне нейтропении встре­чаются значительно чаще.

До 85% возбудителей таких инфекции на фоне нейтропении являются эндоген­ными (исходно колонизирующими организм больного или приобретенные в период госпитализации). На фоне выраженной нейтропении существует возможность раз­вития инфекций, обусловленных УПМ (в основном бактериальными), практически не вызывающими клинических проявлений без нейтропении (коагулазонегативны-ми стафилококками, лактобациллами и т.д.).

Последствия задержки диагностики и лечения инфекционных процессов на фоне нейтропении поистине катастрофичны. При синегнойной бактериемии 48-часовая отсрочка назначения антибиотиков приводила к гибели 50% больных.

В связи с этим при нейтропении наличие фебрильной лихорадки без выявлен­ного очага инфекции или возбудителя (лихорадка неясного генеза) является до­статочным основанием для назначения антибиотиков. Данное состояние получило название фебрильной нейтропении и характеризуется следующими признаками: уровень нейтрофилов менее 0,5х109/л или менее 1,0><109/л с тенденцией к быс­трому снижению, на фоне которого в течение 24 ч отмечено 2 и более эпизодов повышения температуры тела более 38°С, измеренной в ротовой полости, или од­нократное повышение температуры более 38,3°С. Однако на фоне нейтропении меняются и подходы к лечению клинически и бактериологически документиро­ванной инфекции.

Основные отличия в подходах к лечению инфекционных процессов у больных с нейтропенией и без таковой представлены в табл.

Лечебная тактика при развитии инфекционных процессов при нейтропении и без нее у больных с солидными опухолями

Доказанностьинфекции

Безнейтропении

Снейтропенией

Бактериологически докумен­тирована

АБ-терапия по спектру чувст­вительности патогена

АБ широкого спектра действия с обя­зательной активностью против P. aeruginosa+ АБ-терапия, направ­ленная на резистентный патоген

Клинически документирована

АБ-терапия, направленная на наиболее вероятный пато­ген

АБ широкого спектра действия с обя­зательной активностью против P. aeruginosa+/- АБ-терапия, направ­ленная на наиболее вероятный рези­стентный патоген

Лихорадка неясного генеза

Назначение АБ-терапии только при клиническом или бактери­ологическом подтверждении инфекции или крайне тяжелом состоянии больного

Эмпирическая АБ-терапия широкого спектра действия с обязательной ак­тивностью против P. aeruginosa

П р и м е ч а н и е: АБ — антибиотики.

Разумеется, такой подход не освобождает врача от необходимости поиска инфек­ционного очага и выявления возбудителя. Любой имеющийся патологический экссу-I дат должен быть направлен на бактериологическое исследование (мокрота, гнойное отделяемое из носовых ходов, плевральная жидкость, аспират из области целлюли-та и т.д.). Кроме того, на бактериологическое исследование в обязательном порядке должны быть направлены моча и кровь больного с подозрением на развитие нейтро-пенической инфекции. В случае наличия у пациента центрального сосудистого кате­тера, кроме пробы из периферической вены, должны быть взяты для посева образцы крови из просвета каждого катетера.

Нарушение иммунной функции слизистых желудочно-кишечного тракта, си­нусов, бронхов и трахеи, а также мочеполовой системы, которые являются первой линией защиты организма от многих патогенов, в результате химиотерапии и ради­отерапии открывает «дорогу» колонизирующим их микроорганизмам в подлежащие ткани и кровь. В ряде случаев применение такой терапии приводит к крайне выра­женному повреждению слизистых желудочно-кишечного тракта, на фоне которого происходит массивная транслокация его микрофлоры, что представляет жизнеуг рожающую ситуацию.

Кортикостероиды подавляют миграцию нейтрофилов в области воспаления и угнетают их фунгицидную активность (что увеличивает риск развития грибковых инфекций), приводят к значительному снижению уровня и подавлению функцио­нальной активности моноцитов, ингибируют активацию Т-лимфоцитов, а в больших дозах и выработку иммуноглобулинов В-лимфоцитами. Применение кортикостерои­дов провоцирует развитие инфекций, связанных с нарушением фагоцитарной функ­ции (S. aureus, бактерии рода Enterobacteriaceae и т.д.) и клеточно-опосредованного иммунитета (опоясывающий герпес, P.jiroveci (carinii)).

Интерлейкин-2 — цитокин, в норме являющийся важным компонентом иммун­ной системы, используется для лечения меланомы и светлоклеточного рака почки. Применение высоких доз ИЛ-2 увеличивает риск развития бактериальных инфек­ций, в основном обусловленных S. aureus и коагулазонегативными Staphylococcus spp.

Спленэктомия — удаление селезенки входит в стандарты хирургического вме­шательства при раке желудка и используется при ряде гематологических опухолей. Крайне важной функцией селезенки является удаление неопсонизированных бакте­рий, что обеспечивает защиту от инкапсулированных микроорганизмов, к которым у пациента еще нет иммунитета. Больные после спленэктомии относятся к группе высокого риска развития молниеносного сепсиса, вызываемого такими патогена­ми. Наиболее частыми возбудителями, отвечающими за фульминантные инфекции у больных с удаленной селезенкой, являются S. pneumoniae, Н. influenzae и N. menin­gitidis. Реже встречаются Capnocytophaga spp. и Salmonella spp.

Изменение колонизирующей микрофлоры. У ослабленных госпитализирован­ных онкологических пациентов может происходить изменение нормальной микро­флоры верхних дыхательных путей и колонизация их аэробными грамотрицатель- ными бактериями.

При лечении их антибиотиками широкого спектра действия, способными подав­лять нормальную микрофлору кишечника, отмечается развитие дисбиоза. У онколо­гических пациентов достаточно часто в кале обнаруживаются избыточные количе­ства P. aeruginosa, а внутрибольничные инфекции, вызываемые данным патогеном, могут наблюдаться в ближайшие сроки после выявления возбудителя в стуле. До 85% инфекций, выявляемых у пациентов в период нейтропении, обусловлены эн­догенными УПМ, колонизирующими слизистые и кожу до развития нейтропении (причем до 50% колонизирующих патогенов, вызывающих инфекцию на фоне ней­тропении, больной приобретает за время госпитализации).