Если выполнить вышеуказанные исследования невозможно, обнаружение у он­кологического больного нейтропении и выявление представителей Aspergillus spp. из мокроты или лаважной жидкости (бронхоальвеолярный лаваж) должно расцени­ваться как наличие инвазивного аспергиллеза и являться поводом для начала проти­вогрибковой терапии.

Терапия инвазивного аспергиллеза предусматривает назначение вориконазола (предпочтительно), в качестве альтернативы могут использоваться высокие дозы обычного амфотерицина В, его липосомальные формы или каспофунгин.

Пациенты, перенесшие инвазивный аспергиллез, относятся к группе высокого риска возникновения его рецидива в процессе следующих курсов цитотоксической терапии.

Развитие зигомикоза (также называемого мукромикозом), возбудителем которо­го являются виды Zygomycetes spp., возможно у пациентов, получающих недостаточ­ное по содержанию белков и энергии питание, имеющих избыток железа и продлен­ную нейтропению.

Зигомикоз обычно проявляется поражением носовой полости и пазух (с инвази­ей в головной мозг), легких. Также возможно появление кожных поражений, возни­кающих даже после незначительной травмы.

Лечение зигомикоза включает высокие дозы амфотерицина В (обычного или ли- посомального).

У пациентов со злокачественными опухолями Cryptococcus neoformans может вызывать инфекционные процессы на фоне лечения кортикостероидами.

Обычно входными воротами инфекции являются дыхательные пути. В дальней­шем происходит проникновение возбудителя в кровоток и ЦНС, что приводит к раз­витию криптококкового менингита. Менингит является самым частым проявлением криптококковой инфекции, однако возможно развитие пневмонии, фунгемии, кож­ных и других висцеральных поражений. Важнейшим фактором защиты от крипто- коккоза являются Т-лимфоциты.

Для лечения криптококкоза у пациентов без СПИДа рекомендуется использова­ние комбинации амфотерицина В и 5-фторцитозина в максимально больших дозах и длительно.

THchosporon spp. может инфицировать пациентов с глубокой нейтропенией или получающих кортикостероиды. Острый диссеминированный трихоспороноз манифе­стирует в виде рефрактерной фунгемии, фунгурии, поражения кожи, почечной недо­статочности, поражения легких или хориоретинита. Необходимо отметить, что при диссеминированном трихоспоронозе возможна ложноположительная реакция латекс- агглютинации на криптококковый антиген, что обусловлено перекрестной реактивно­стью антигенов обоих возбудителей. Это является крайне важным, так как факторы риска развития обоих инфекций (криптококкоза и трихоспороноза) во многом схожи, однако С. neoformans чувствителен к амфотерицину В, а виды Trichosporon spp. — нет.

Pneumocystis jiroveci (carinii) может вызывать инфекционные процессы у он­кологических больных, имеющих нарушения Т-клеточного иммунитета, развитие которого связано с приемом кортикостероидов.

Обычно большинство больных с пневмоцистными инфекциями страдают гема­тологическими новообразованиями, в лечении которых активно используются кор­тикостероиды, но доля больных с солидными опухолями также достаточно велика — до 25%.

Риск развития пневмоцистоза увеличивается пропорционально степени иммуно­супрессии, однако примерно в 5% случаев инфекция, вызываемая P. jiroveci, развива­ется у пациентов, получающих малоинтенсивные режимы или вообще не получаю­щих химиотерапии.

Для диагностики пневмоцистоза необходима визуализация возбудителя при ми­кроскопии. Иммунофлюоресцентная окраска с использованием моноклональных антител к возбудителю более чувствительная, чем ранее использовавшиеся методы окраски серебрением и т.д.

Спонтанно откашливаемая мокрота обычно редко позволяет выявить возбуди­теля, однако информативность микроскопического исследования на пневмоцистоз можно повысить путем предварительной ингаляции гипертонического (3%) раствораповаренной соли через ультразвуковой небулайзер. Результативность исследования мокроты, полученной таким образом, повышается до 60%. Если при явном подозре­нии на пневмоцистоз результат исследования мокроты отрицательный, то в качестве диагностического материала может быть использован бронхоальвеолярный лаваж, полученный путем бронхоскопии. Его исследование проводят и тогда, когда полу­чить мокроту для анализа не представляется возможным.

Более чувствительным является метод полимеразной цепной реакции для выяв­ления специфических фрагментов ДНК возбудителя, однако его недостатком явля­ется высокая частота ложноположительных результатов.

Лечение пневмоцистоза проводят триметоприм-сульфаметоксазолом (бисептол) в суточной дозе 15-20 мг/кг по триметоприму. Однако даже на фоне эффективного лечения возбудитель может быть обнаружен в исследуемом материале на протяже­нии двух недель от начала терапии.