Наиболее часто пневмонии возникают на фоне искусственной вентиляции лег­ких и их частота составляет от 10 до 37,6% и зависит от длительности ИВЛ, гестационного возраста новорожденного и характера патологии, по поводу которой прово­дится ИВЛ.

Инфекции нижних дыхательных путей (ИНДП) лидируют по увеличению стои­мости лечения среди всех ВБИ. Эти расходы в значительной мере связаны со слож­ностью лечения нозокомиальной пневмонии, высокой стоимостью антибактериаль­ных препаратов и значительным увеличением сроков пребывания в ОРИТ и на ИВЛ.

В соответствии с данными США, смертность при нозокомиальной пневмонии составляет 13-43%.

Наиболее тяжелыми клинически и трудными для лечения являются пневмонии, вызванные грамотрицательными бактериями (Pseudomonas aeruginosa, Enterobac— ter spp., Klebsiella pneumoniae, Escherichia coli, Serratia marcescens, Acinetobacter spp., и др.). По данным NNIS, эти микроорганизмы вызывают более 60% всех случаев ИНДП.

Вирусные нозокомиальные ИНДП вызывают респираторный синцитиальный вирус и вирус гриппа, они чаще встречаются зимой в эпизодических и эндемических формах.

Выделяют два источника инфицирования больного ОРИТ — экзогенный и эн­догенный. Эндогенный источник инфицирования легких составляет микрофлора ротоглотки, ЖКТ, кожи, придаточных пазух носа, носоглотки, а также возбудители из альтернативных очагов инфекции.

Высококонтаминированный секрет ротоглотки проникает в трахеобронхиальное дерево путем микроаспирации. Опасность аспирации секрета ротоглотки сохраняет­ся и у пациентов, которым проводят ИВЛ (интубация и реинтубация трахеи и др.). Наличие интубационной трубки повреждает слизистую оболочку, нарушая функ­цию реснитчатого эпителия. Бактериальная колонизация ротоглотки увеличивает риск развития ИВЛ-ассоциированной пневмонии, так как происходит миграция бак­терий вокруг манжеты интубационной трубки.

Важную роль в патогенезе внутрибольничной пневмонии играет транслокация условно-патогенных бактерий из ЖКТ. Под влиянием травм, нарушений гемодина­мики, метаболизма и при других патологических состояниях развивается ишемия кишечной стенки и нарушается моторная, секреторная и барьерная функции кишеч­ника. Происходит ретроградное заселение кишечной микрофлорой верхних отделов ЖКТ, а также, вследствие нарушения барьерной функции энтероцитов, транслока­ция бактерий и их токсинов в портальный и системный кровоток. Полисистемный многофакторный бактериологический анализ у больных ОРИТ подтвердил, что ди­намика контаминации брюшной полости, ЖКТ, кровяного русла, а также легочной ткани зависит от морфофункциональной недостаточности кишечника.

К основным мерам профилактики эндогенного инфицирования нижних дыха­тельных путей относится строгое соблюдение гигиены рук при уходе за полостью рта, кормлении, постановке желудочного зонда. Это снижает риск колонизации сли­зистой оболочки полости рта, желудка и кишечника внутрибольничными штаммами микроорганизмов. Кормление грудным молоком также снижает риск колонизации внутрибольничными микроорганизмами. С этой целью в отделениях реанимации было целесообразно открывать отделение дневного пребывания матерей. Как только новорожденный ребенок способен питаться энтерально, в его рацион должно вво­диться грудное молоко.

К экзогенным источникам инфицирования легких также относят объекты внеш­ней среды, прямо или опосредованно соприкасающиеся с дыхательными путями больного. Это воздух, ингалируемые медицинские газы, оборудование для прове­дения ИВЛ. Заражение может быть связано с неадекватно продезинфицированным оборудованием для проведения ИВЛ (интубационные трубки, аппараты ИВЛ, ды­хательные контуры и т.д.). Контаминированной может оказаться вода для увлаж­нения воздуха, что также связано с риском развития ИНДП. Однако в большинстве случаев экзогенное заражение происходит при уходе за пациентами, находящимися на ИВЛ. Поскольку интубированные пациенты нуждаются как в проведении боль­шего количества манипуляций, так и в более интенсивном уходе, контаминирован- ные руки медицинского персонала играют значительную роль в передаче инфекции.

Кроме того, микроорганизмы могут попадать в трахеобронхиальное дерево при его санации. Основными факторами, способствующими этому, являются использова­ние одного вакуум/электроотсоса для нескольких пациентов, использование одного отсосного катетера и растворов для нескольких санаций даже у одного пациента. При неадекватном алгоритме санации трахеобронхиального дерева вакуум/электроотсо­сом может происходить контаминация отсосного катетера штаммами, находящимися

в шлангах отсоса. В отсосном катетере и растворах для санации, используемых даже для одного пациента, в перерывах между процедурами может происходить размно­жение микроорганизмов, попавших туда из трахеобронхиального дерева и шлангов отсоса в процессе предыдущей санации.

Проведение следующих мероприятий позволило снизить частоту инфицирова­ния нижних дыхательных путей:

  •  использование для увлажнения воздуха только стерильной воды;
  • однократное применение отсосных катетеров и стерильной воды для санации трахеобронхиального дерева;
  •  оборудование каждого реанимационного места вакуумными отсосами;
  •  использование чистых перчаток однократного применения при санации;
  • обработка рук медицинского персонала безводным антисептиком перед и после проведения интубации и санации;
  • разработка и внедрение алгоритмов интубации и проведения санации трахео­бронхиального дерева новорожденных;
  • дезинфекция высокого уровня дыхательных контуров.