Неврологические расстройства возлагают огромное бремя на пациентов, их се­мьи и общество. С увеличением продолжительности жизни все большее количест­во людей могут стать вероятной жертвой инсульта, рассеянного склероза, деменции и других многочисленных болезней центральной и периферической нервной систе­мы, что ведет к чрезвычайно большим затратам здравоохранения во всем мире.

Современные методы диагностики в неврологии позволяют выявить болезни нервной системы на ранних стадиях и проводить их эффективную профилактику и терапию. Однако внутрибольничные инфекции в неврологических отделениях су­щественно увеличивают длительность стационарного лечения и резко снижают его эффективность, приводя в целом к еще большему росту экономических затрат и на­нося огромный социальный ущерб, в связи с повышением летальности у пациентов неврологического профиля.

Специфика лечебно-диагностического процесса неврологических отделений за­ключается в продолжительном пребывании в отделении больных преимуществен­но пожилого возраста, поступлении многих пациентов в неврологию из отделений реанимации и интенсивной терапии. Значительное число лечебно-диагностических манипуляций в неврологических отделениях проводится непосредственно у постели больного ввиду того, что «лежачие» больные с тяжелыми клиническими проявле­ниями (парезы, параличи, черепно-мозговые и нейроваскулярные нарушения, эпи-лептиформные припадки, тяжелые невралгии, постпункционный синдром) не могут дойти до манипуляционных, процедурных и других кабинетов. Поэтому неврологи­ческие отделения (НО) в многопрофильных больницах с полным основанием отно­сят к функциональным подразделениям с высокой интенсивностью лечебно-диаг­ностического процесса, ухода за пациентами и высокой нагрузкой на персонал, что требует особого внимания к выполнению санитарно-противоэпидемических мер приятии, направленных на профилактику ВБИ, антиинфекционную защиту больных и персонала.

Широта распространения ВБИ в НО обусловлена, наряду с нарушением тре­бований санитарно-противоэпидемического режима работы, наличием объектив­ных факторов, приводящих к росту эпидемиологического неблагополучия. К этим факторам относятся: значительное техническое усложнение диагностических и ле­чебных манипуляций, увеличение агрессивности медицинских вмешательств, часто выполняемых на самом неблагоприятном фоне (иммуносупрессия, преклонный или ранний детский возраст, предшествующая длительная антибиотикотерапия, послео­перационный период и др.); неуклонно растущие тенденции к снижению иммуноби­ологической реактивности у большей части пациентов. Создание крупных больниц, лечебно-диагностических комплексов с различными по профилю подразделениями способствует широкой циркуляции микроорганизмов путем взаимоперемещения пациентов (перевод в НО больных из других отделений самого разного профи­ля и наоборот) и персонала, перекрестной микробной колонизации между ними. Происходит неуклонное расширение показаний к антибиотикотерапии в отделени­ях неврологии.

Сложности антибактериальной терапии в НО во многом обусловлены глобаль­ным ростом резистентности госпитальной микрофлоры, отмеченным в последние 10-15 лет во всех странах мира. Длительное время цефалоспорины III поколения рассматривались как препараты выбора при эмпирической терапии нозокомиаль-ных инфекций, прежде всего нозокомиальных пневмоний. Однако в последние годы отмечено существенное увеличение устойчивости микроорганизмов к этой группе антибиотиков. Наиболее важный механизм устойчивости грамотрицательных бак­терий к цефалоспоринам связан с продукцией ими в-лактамаз, причем наибольшую угрозу представляют в-лактамазы расширенного спектра, способные гидролизовать цефалоспорины широкого спектра действия.

Благодаря плазмидной локализации генов, распространение БЛРС среди возбу­дителей инфекционных болезней человека, и прежде всего возбудителей госпиталь­ных инфекций, приняло угрожающий характер. Штаммы, продуцирующие БЛРС, наиболее широко распространены в отделениях интенсивной терапии, неврологии, неонатальной реанимации, термической травмы и трансплантации. Серьезной про­блемой остается возможность возникновения в НО суперинфекции, вызванной ан-тибиотикорезистентными штаммами микроорганизмов.

Спектр внутрибольничных инфекций в НО разнообразен и представлен следую­щими нозологическими формами:

  • внутрибольничные кишечные инфекции (ВБКИ), такие как сальмонеллезы, ши-геллезы, ротавирусные и норволк-вирусные гастроэнтериты;
  • внутрибольничные острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), такие как грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция;
  • внутрибольничные пневмонии (ВБП);
  • внутрибольничные инфекции кровотока;
  • внутрибольничные инфекции мочевыводящих путей (ИМВП).

Внутрибольничные кишечные и воздушно-капельные инфекции являются, как правило, результатом заноса в неврологические отделения таких возбудителей кишеч­ных инфекций, как сальмонеллы, шигеллы, ротавирусы, и возбуди­телей воздушно-капельных инфекций, таких как вирусы гриппа, парагриппа, аденови­русы и др. Частота и распространенность ВБИ в НО зависит как от частоты заносов возбудителей, так и от своевременности их выявления и проведения изоляционных, ограничительных, дезинфекционных и других противоэпидемических мероприятий. Частота их заносов в НО значительно возрастает в периоды сезонных и эпидемиче­ских подъемов острых кишечных и острых респираторных вирусных инфекций в об­щей популяции населения. Однако в силу специфики лечебно-диагностического про­цесса в НО, первое место в структуре заболеваемости ВБИ занимают ВБП.