Руководитель учреждения несет ответственность за размещение эндоскопического подразделения. Оснащение (эндоскопы, инструменты, МДМ, обеспечить шкафы для их асептического хранения) и материалы (моющие, дезинфицирующие и стерилизующие средств, расходные материалы, средства индивидуальной защиты персонала). Кадровое обеспечение, обучение и переобучение, а также информационная поддержка персонала, создание условий для сохранения его здоровья являются первоочередными задачами администрации медицинской организации и залогом безопасности проводимых манипуляций гибкими эндоскопами.
Требования к размещению и набору помещений эндоскопического кабинета/ отделения определены в СЩиП 2.08-02-89 «Общественные здания и сооружения, пособие по проектированию ЛПУ» и частично в СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Состав и рекомендуемая площадь помещений эндоскопического подразделения:
- кабинет врача 10 м2;
- процедурный кабинет — 18 м2. В соответствии с требованием СанПиН 2.1.3.2630-10 (п. 10.11.1) проведение бронхоскопических и гастроинтестинальных манипуляций в одной процедурной не допускается. При процедурном кабинете для исследования нижних отделов пищеварительного тракта предусматривается санитарный узел;
- моечно-дезинфекционная эндоскопической аппаратуры не менее 8 м2. Необходимо учитывать, что при ручном способе обработки эндоскопов в помещении с площадью 8 м2 разместить три раковины и минимально 5 емкостей для обработки эндоскопов вместимостью 10 л невозможно.
Эндоскопы необходимо иметь в таком количестве, чтобы осуществлять их очистку, ДВУ/стерилизацию в строгом соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами. В соответствии с письмом Федеральной службы Роспотребнадзора № 01/14112-8-31 от 01.12.2008 г. не подлежат к использованию негерметичные модели эндоскопов, так как они не могут быть подвергнуты ни ДВУ, ни стерилизации.
Обработку эндоскопов пррводят в отдельном моечно-дезинфекционном помещении. Функционально моечно-дезинфекционное помещение делят на «грязную» зону, куда после использования и предварительной очистки поступают эндоскопы и инструменты к ним, и «чистую» зону, в которой проводятся завершающие этапы обработки — ДВУ или стерилизация, а при необходимости — хранение эндоскопов в асептических условиях. «Грязная» и «чистая» зоны желательно разделить пространственно. Оборудование в них размещают таким образом, чтобы исключать перекресты потоков грязных и обработанных эндоскопов.
Перспективным направлением повышения эпидемиологической безопасности эндоскопических манипуляций является использование моечно-дезинфицирую-Щих машин (МДМ), отвечающих требованиям Международных стандартов ISO 15883 часть 4 «Требования и методы испытаний аппаратов, использующих химическую дезинфекцию для термолабильных эндоскопов». В связи с этим важно отметить, что окончательная очистка каналов, портов и съемных деталей щетками ручным способом является обязательным условием заявленной эффективности обработки в МДМ. Испытания эффективности машин неразрывно связаны с коммерческими наименованиями средств ДВУ, которые должны быть указаны производителями машин в Инструкции по эксплуатации и соответствовать требованиям ISO по степени активности в отношении бактерий, грибов, микобактерий, вирусов и бактериальных спор. Только для этих средств доказана эффективность МДМ, поэтому именно они должны быть использованы для обработки. Если конструкция МДМ позволяет использовать один и тот же раствор средства для ДВУ многократно, производитель должен указать средства контроля антимикробной активности раствора, в том числе химические индикаторы, а также максимальное время или максимальное количество циклов, в течение которых дезинфектант может применяться, после чего цикл работы машины должен быть блокирован.
Механизированный способ обработки имеет ряд неоспоримых преимуществ: проводится в закрытой системе, процесс валидирован и документирован, высока его эффективность, надежность и безопасность для эндоскопа. В 2009 г. специалисты института провели сравнение надежности циклов ручного и механизированного способов обработки колоноскопов (я = 50 и п = 49 соответственно). Обработка проводилась в соответствии со стандартными процедурами, тем не менее 14 из 50 циклов ручной обработки не соответствовали критериям эффективности. Такой результат, несомненно, связан с «человеческим» фактором. Ручной труд в принципе не может быть валидирован.
Кроме уже перечисленных преимуществ, МДМ облегчают труд и уменьшают занятость медицинского персонала обработкой эндоскопа, снижают уровни воздействия на него паров и растворов химических средств, а также инфекционных агентов.
В эндоскопических отделениях, имеющих несколько процедурных кабинетов и одно моечное помещение, рекомендуется использование специальных тележек для транспортировки и временного хранения грязных (не более 30 мин) и обработанных (не более 3 ч) эндоскопов. Каждый эндоскоп помещается в упаковку (стерильную — для обработанных эндоскопов и нестерильную — для грязных эндоскопов) и снабжается ярлыком, на котором указывается соответственно время завершения предварительной очистки или всего процесса обработки. Тележки рассчитаны на различное количество лотков.
В отделении должны быть созданы асептические условия для хранения обработанных эндоскопов. Наиболее эффективны специальные шкафы, обеспечивающие за счет асептичной среды и циркуляции по каналам очищенного воздуха, подогретого до 45°С, предупреждение вторичной контаминации1 (длительность хранения эндоскопов в них составляет 72 ч). В России появились различные модели шкафов отечественных производителей для хранения эндоскопов. В большинстве из них микробиологическая чистота воздуха достигается не фильтрацией воздуха, а ультрафио летовым излучением, прямое воздействие которого на материал внешней оболочки эндоскопа не рекомендовано производителями эндоскопов.
К обработке эндоскопов для выполнения плановых и экстренных (в вечер и ночное время) манипуляций может быть допущен только прошедший обучен» данной тематике и аттестованный сотрудник.
В соответствии с требованиями п. 1.5. СП 3.1.2659-10 персонал эндоскопического отделения не менее одного раза в пять лет должен проходить обучение вопросам обеспечения эпидемиологической безопасности эндоскопических манипуляций в аккредитованных учреждениях в рамках сертификационных циклов по специальности или тематического усовершенствования с выдачей удостоверения государственного образца.