Определение
Кроме контроля приступов, одним из важнейших факторов, позволяющих оценить социальную адаптацию ребенка, служит оценка когнитивных функций. Умственная отсталость более распространена у детей с эпилепсией, чем в общей популяции. В большинстве случаев причиной сочетания умственной отсталости и эпилепсии служит повреждение мозга, приводящее к развитию эпилепсии. Например, причиной умственной отсталости у детей с гипоксически-ишемическим поражением мозга, черепно-мозговой травмой или генетическими аномалиями, как причиной эпилепсии, служит поражение мозга, лежащее в основе эпилептических приступов. У большинства детей с эпилепсией интеллект сохраняется на стабильном уровне. У небольшого процента детей интеллект со временем снижается; как правило, это касается детей с резистентными приступами.
Лечение
Диагностика умственной отсталости у ребенка имеет принципиально важное значение. Если уровень учебных требований не соответствует уровню развития ребенка, значительно превышает его возможности, и ребенок не способен справляться с программой класса, в который он был определен в связи с неадекватной диагностикой, это может приводить к выраженной тревоге, фрустрации или поведенческим расстройствам. Всем детям, которые плохо учатся в школе, должно проводиться ней- ропсихологическое исследование. При выявлении задержки развития ребенок должен быть переведен на обучение по коррекционной программе. Следует исключать применение антиэпилептических препаратов, которые могут оказывать негативное влияние на внимание и обучение (барбитураты и препараты бензодиазепинового ряда).
Трудности обучения
Определение
Под трудностями обучения понимают расстройство основных психологических процессов, лежащих в основе устной (экспрессивной или импрсссивной) речи (способности говорить или понимания речи) и письменной речи (способность писать и понимать написанный текст), что может проявляться в неспособности ребенка правильно слушать, думать, говорить, читать, писать, в нарушении произношения или неспособности к арифметическому счету. Термин «трудности обучения» объединяет такие разнородные состояния, как расстройства (зрительного, слухового) восприятия, черепно-мозговую травму, минимальную мозговую дисфункцию или динамическую афазию. У детей с трудностями обучения способность к обучению ниже уровня, ожидаемого исходя из коэффициента интеллекта ребенка.
Лечение
Любой ребенок с эпилепсией, который плохо учится в школе, должен быть направлен на нейропсихологическое исследование. Обычно это обследование проводится в школе. Адекватное лечение может значительно расширить возможности детей со специфическими трудностями обучения и нарушением памяти. Барбитураты и бензодиазепины могут вносить вклад в развитие трудностей обучения и при возможности должны быть исключены. В редких случаях прием топирамата ассоциировался с развитием когнитивных нарушений. Если появление трудностей обучения связано по времени с началом приема топирамата, следует решить вопрос о возможности отмены этого препарата.