Определение

Кроме контроля приступов, одним из важнейших факторов, позволяющих оценить социальную адаптацию ребенка, служит оценка когнитивных функций. Умственная отсталость более распространена у детей с эпилепсией, чем в общей по­пуляции. В большинстве случаев причиной сочетания умственной отсталости и эпи­лепсии служит повреждение мозга, приводящее к развитию эпилепсии. Например, причиной умственной отсталости у детей с гипоксически-ишемическим поражени­ем мозга, черепно-мозговой травмой или генетическими аномалиями, как причиной эпилепсии, служит поражение мозга, лежащее в основе эпилептических приступов. У большинства детей с эпилепсией интеллект сохраняется на стабильном уровне. У небольшого процента детей интеллект со временем снижается; как правило, это касается детей с резистентными приступами.

Лечение

Диагностика умственной отсталости у ребенка имеет принципиально важное значение. Если уровень учебных требований не соответствует уровню развития ре­бенка, значительно превышает его возможности, и ребенок не способен справляться с программой класса, в который он был определен в связи с неадекватной диагнос­тикой, это может приводить к выраженной тревоге, фрустрации или поведенческим расстройствам. Всем детям, которые плохо учатся в школе, должно проводиться ней- ропсихологическое исследование. При выявлении задержки развития ребенок дол­жен быть переведен на обучение по коррекционной программе. Следует исключать применение антиэпилептических препаратов, которые могут оказывать негативное влияние на внимание и обучение (барбитураты и препараты бензодиазепинового ряда).

Трудности обучения

Определение

Под трудностями обучения понимают расстройство основных психологичес­ких процессов, лежащих в основе устной (экспрессивной или импрсссивной) речи (способности говорить или понимания речи) и письменной речи (способность пи­сать и понимать написанный текст), что может проявляться в неспособности ребенка правильно слушать, думать, говорить, читать, писать, в нарушении произношения или неспособности к арифметическому счету. Термин «трудности обучения» объеди­няет такие разнородные состояния, как расстройства (зрительного, слухового) вос­приятия, черепно-мозговую травму, минимальную мозговую дисфункцию или дина­мическую афазию. У детей с трудностями обучения способность к обучению ниже уровня, ожидаемого исходя из коэффициента интеллекта ребенка.

Лечение

Любой ребенок с эпилепсией, который плохо учится в школе, должен быть на­правлен на нейропсихологическое исследование. Обычно это обследование прово­дится в школе. Адекватное лечение может значительно расширить возможности де­тей со специфическими трудностями обучения и нарушением памяти. Барбитураты и бензодиазепины могут вносить вклад в развитие трудностей обучения и при воз­можности должны быть исключены. В редких случаях прием топирамата ассоции­ровался с развитием когнитивных нарушений. Если появление трудностей обучения связано по времени с началом приема топирамата, следует решить вопрос о возмож­ности отмены этого препарата.