Нарушения сна в той или иной степени выраженности сопут­ствуют практически любым острым и хроническим заболевани­ям, травмам, инфекциям, умственному и физическому переутом­лению. Имеется ряд заболеваний и синдромов, проявление кото­рых состоит преимущественно в перманентных или приступооб­разных нарушениях цикла сна-бодрствования.

Нарколепсия (синдром Желино[1]— Вестфаля[2]) относится к центральным вегетативным нарушениям и характеризуется мно­гообразием симптоматики: нарушениями сна, нервно-мышеч­ными расстройствами, нарушением терморегуляции. Расстрой­ства сна преобладают над прочими проявлениями болезни.

Основные клинические проявления: приступы засыпания днем; каталептические приступы; гипногогические (при засы­пании) и гипнопомпические (при пробуждении) элементарные галлюцинации; нарушения ночного сна. К последним относят­ся частые просыпания, вскрикивания, неприятные сновиде­ния, вздрагивания, мышечные спазмы.

Дневная сонливость носит непреодолимый характер. Сон наступает в любой, самой неподходящей обстановке — во вре­мя работы, на улице, во время разговора. Приступы сна крат­ковременны, продолжаются секунды и минуты, легко преры­ваются внешними стимулами. В благоприятной обстановке сон может продолжаться часами — до побудки. После пробуж­дения больной сразу включается в прерванную сном деятель­ность. Частота приступов может составлять до нескольких де­сятков в день. Продолжительность тем короче, чем чаще при­ступы. В 80% случаев нарколепсия сочетается с катаплексией, внезапной утратой мышечного тонуса с падением больного при сохранном сознании.

На ЭЭГ во время приступа сна отмечается характерная кар­тина появления «сонных веретен». Выявляется снижение содер­жания дофамина в крови и спинномозговой жидкости, что оп­ределяет эффективность лечения синтетическими дофаминами.

Синдром Клейне — Левина[3] состоит в сочетании нарколепти- ческих приступов и периодов, длящихся от нескольких дней до нескольких недель, с булимией и патопсихологическими расстройствами. Заболевание связывается с ранее перенесенными нейроинфекциями и нейротравмами и повреждением гипоталамо-стволовых структур мозга. 

Начало заболевания относится к пубертатному возрасту и наблюдается как среди юношей, так и девушек. Заболевание протекает приступообразно. Вначале доминирует патология психики — беспокойство, психотические реакции с иллюзиями, отрывочными бредовыми высказываниями, аффекты. Далее следует период «спячки» продолжительностью в несколь­ко дней. За это время больной неоднократно просыпается.

Бодрствование сводится к патологическому обжорству, во время которого съедаются все доступные продукты. Чувство голода при этом отрицается. Обжорство сопровождается гиперсексуальностью, агрессией, спутанностью сознания.

Приступы повторяются с определенными интервалами, продолжаются 1—3 года и затем самопроизвольно проходят.

Данных о рецидивах заболевания в последующем нет. В лечении, так же, как и при нарколепсии, применяются антидепрессанты и амфетамины.

Синдром Пиквика[4]. Гиперсомнический синдром, сочетающийся с выраженным ожирением и легочно-сердечной недостаточностью. Непреодолимая гиперсомния обусловлена церебрально-циркуляторной гипоксией. Наблюдается также апноэ во сне, особенно ночью, устрашающие сновидения. Характерна булимия. Описаны случаи смерти во сне. Дополнительныепризнаки — артериальная гипертензия, двигательная гиперак­тивность в бодрствовании.

Синдром сонных апноэ. Довольно часто в стадии медленного сна наблюдается нарушение дыхания (апноэ), в виде поверхностного дыхания, периодического дыхания Чейн—Стокса.

Апноэ вызывает мышечную гипотонию и атонию с возможным западением языка и остановкой сердца. Длительность патодо- гического сонного апноэ, в отличие от наблюдающейся в норме у здоровых людей во сне кратковременной остановки дыха­ния, состоит в ее продолжительности (свыше 10 с) и ряде со­путствующих феноменов (постоянный и сильный храп, повы­шенная двигательная активность во сне, гипногогические галлюцинации).

Характерные, не связанные со сном признаки, оценивае­мые в совокупности, могут включать утренние головные боли, утреннюю артериальную гипертензию, снижение либидо и потенции, аноргазмию.

Дифференциальная диагностика проводится в первую оче­редь с первичной альвеолярной гиповентиляцией (синдром прокля­тия Ундины[5]). Этот синдром представляет собой первичную недостаточность активности дыхательного центра врожденно­го характера (у детей) или при органических повреждениях продолговатого мозга. В связи с ослаблением дыхательного автоматизма для поддержания нормального уровня внешнего дыхания требуются произвольные усилия, чего недостает во сне. Дети с синдромом Ундины нежизнеспособны, при пере­живании периода новорожденное™ они гибнут от пневмонии.

Синдром беспокойных ног (акатизия[6]). Синдром характеризует­ся болезненными непроизвольными ночными движениями ног сгибательного или разгибательного характера. В отличие от т. н. крампи они не болезненны, но обычно сопровождаются различ­ными парестезиями. В дневное время больные испытывают не­преодолимую потребность в движениях рук и ног, «болтают» сто­пами, пальцами ног, беспрестанно изменяют позу, вскакивают.

Эти явления наблюдаются при вынужденном однообразном положении, но наиболее выражены при засыпании и во сне. Кроме двигательного беспокойства, обычно отмечаются разно­образные нарушения сна в виде частого пробуждения, затруд­ненного засыпания, дневной сонливости, раннего пробуждения.

Лечение проводится с применением препаратов Л-ДОФА (наком, мадопар, синемет), а также бензодиазепинов.


[1] Желино (Gelineau) Жанет-Пьер-Марио (1859-1947) — французский психиатр.

[2] Вестфаль (Westhhal) Карл-Фридрих (1835-1900) — немецкий психиатр и невролог.

В Левин (Levin) Макс — английский врач.

[4] Мистер Пиквик — персонаж романа Ч. Диккенса «Записки Пиквикско- го клуба», в описании и поведении которого отмечены все характерные при- знаки заболевания.   шВЯк

[5] В французской пьесе Ж. Жироду «Ундина» (1939) возлюбленный русал­ки, изменивший ей, был наказан ею проклятием, вследствие которого он утратил автоматизм дыхания и умер от вынужденной бессонницы.

[6] От греч. kathisio — сидеть.