Серозные менингиты вызываются аденовирусными и энтеровирусными инфекциями, вирусом паротита и являются их ослож­нениями, но могут быть и бактериальными (сифилитические, туберкулезные).

Туберкулезный менингит

Первичный очаг может находиться в любом органе. Распро­странение инфекции происходит гематогенным путем. Клини­ческие и иммунологические исследования показывают, что туберкулезный менингит развивается на фоне иммунодефицитного состояния, при длительном течении заболевания, то­лерантности к лечению.

Клиническое течение. Продолжительность продромального периода на фоне туберкулезного процесса определить трудно. При хроническом туберкулезе обычно это несколько недель, у детей менингит может развиться остро, уже при первичном инфицировании. Начальные симптомы состоят в ухудшении общего состояния в виде нарастания астенизации, появлении или повышении субфебрилитета, выраженной утомляемости, бессоннице.

Далее возникает умеренная вначале и постепенно нараста­ющая цефалгия, могут быть рвоты. Менингеальные симптомы выражены умеренно. Появляются нерезко выраженные глазо­двигательные расстройства. На их поиск настраивают жалобы больных на нечеткость зрения, двоение в глазах.

Особенностью туберкулезного менингита является частое сочетание менингеальных симптомов с легкими пирамидными знаками, речевыми и координаторными расстройствами. По­явление этих симптомов наблюдается при затяжном, вялотеку­щем варианте заболевания. Его развитию способствует терапия противотуберкулезными препаратами, которая замедляет, но не предупреждает развитие менингита.

При милиарном туберкулезе и менингите в патологический процесс может вовлекаться вещество мозга, в котором возни­кают множественные мелкие казеозные очаги, т. е. возникает туберкулезный менингоэнцефалит. Его возникновение практи­чески не сопровождается какими-то дополнительными симп­томами, но в некоторых паренхиматозных очагах могут впо­следствии, на протяжении многих месяцев, сформироваться туберкулемы головного мозга, множественные или солитарные, проявляющиеся симптомами объемного процесса головного мозга. Лечение туберкулем хирургическое. Поэтому больным, перенесшим туберкулезный менингит, должна производиться КТ или МРТ в динамике.

Диагностика и дифференциальная диагностика всецело опре­деляется результатами исследования ликвора. Ликвор имеет желтоватый или слегка коричневатый цвет при сохранении прозрачности. Его отстаивание в течение 10—20 часов иногда, при тяжелом течении, сопровождается образованием фибринных нитей, идущих от поверхности до дна пробирки или пленкой оседающих на дно. В этой пленке при окраске по Цилю—Нильсену могут быть обнаружены микобактерии.

Лабораторный анализ выявляет умеренный лимфоцитарный или преимущественно лимфоцитарный плеоцитоз, повышение содержания белка и значительное снижение содержания глю­козы и хлоридов.

Лечение. Сохраняется прием получаемых больным противо­туберкулезных препаратов, но дозы их повышаются. Добавля­ется рифампицин до 600 мг в сутки однократно. При тяжелом течении менингита и неэффективности лечения применяется эндолюмбальное введение стрептомицин-хлоркальциевого комплекса. Лечение проводится длительно — до 12 месяцев.

Эффективность лечения определяется клинически и по са­нации ликвора, которая происходит гораздо медленнее, чем при других серозных менингитах, поэтому контрольная люм­бальная пункция проводится не ранее чем через 14—20 дней.

Сифилитический менингит

Менингит вызывается возбудителем сифилиса, который обнаруживается в ликворе и веществе мозга или имеет асепти­ческий аллергический характер. Начало заболевания подос- трое. Лихорадка и менингеальные симптомы выражены уме­ренно. Основное проявление — появляющаяся хроническая нарастающая головная боль, рвота. Диагностика основывает­ся на наличии сифилиса в анамнезе, положительной реакции Вассермана с кровью и ликвором, положительной реакции иммобилизации трепонем и реакции иммунофлюоресценции.

Аденовирусные и энтеровирусные менингиты

Аденовирусный менингит (острый лимфоцитарный хореоме- нингит, менингит Армстронга). Назван по имени микробиоло­га, выделившего и идентифицировавшего возбудитель заболе­вания[1]. Вирус персистирует в организме домашних и диких грызунов, передается контактным путем. Патоморфологически определяются диффузная лимфоцитарная инфильтрация и воспалительные изменения в мозговых оболочках.

Клинические проявления характеризуются острым началом с высокой лихорадкой, катаральными явлениями, выраженной головной болью и быстрым развитием менингеальных симп­томов. Могут наблюдаться судороги, помрачение сознания, психомоторное возбуждение, поражение глазодвигательных нервов и пирамидные симптомы. Характерны миалгии, люм- балгия, увеличение шейных, подчелюстных и подмышечных лимфоузлов. В ликворе обнаруживается умеренный лимфоци­тарный (90%) плеоцитоз. Повышение содержания белка не характерно.

Заболевание продолжается от одной до нескольких недель. Возможно рецидивирующее течение. Средний срок санации ликвора — от двух до шести недель. Иммунологические иссле­дования выявляют образование антител к вирусу, сохраня­ющихся в течение нескольких лет.

Энтеровирусный менингит вызывают вирусы Коксаки и ECHO, заражение происходит воздушно-капельным или али­ментарным путем. Начало острое, с высокой температурой, бледностью кожных покровов, явлениями конъюнктивита, эписклерита, герпетическими высыпаниями на лице.

Менингеальные симптомы возникают на 2—3 день, носят умеренный характер, возможны миалгии, судороги, делирий и помрачение сознания.

В ликворе в первые дни могут преобладать нейтрофилы, в дальнейшем — лимфоцитарный плеоцитоз. Поэтому для уточнения характера менингита необходимо повторное ис­следование ликвора на 3—4 сутки и включение в схему лече­ния антибиотиков.

Менингит при эпидемическом паротите носит вторичный характер и может сочетаться с другими осложнениями — орхи- том, панкреатитом. Менингеальные явления развиваются ост­ро, на фоне высокой лихорадки. В ликворе обнаруживается значительный, в несколько сотен и тысяч, лимфоцитарный плеоцитоз при нормальном или умеренном повышении со­держания белка. Прогноз благоприятный, но в части случаев менингит может переходить в менингоэнцефалит, среди симп­томов которого наблюдаются нарушения слуха, зрения, моз­жечковая атаксия и нистагм.

Менингит при инфекционном мононуклеозе имеет вторич­ный характер и является возможным осложнением заболева­ния. На фоне свойственного мононуклеозу субфебрилитета, лимфопатии, гепатоспеленомегалии появляются менингеаль­ные симптомы. Выраженные общемозговые проявления для данного типа менингита не характерны.

Диагностика осуществляется на основании характерной общей клинической картины заболевания и общего анализа крови, в которой обнаруживается моноцитарный лейкоцитоз. В ликворе определяются умеренный лимфоцитарный плеоци­тоз и моноциты.

Прогноз благоприятный, тяжелое течение и летальные исхо­ды наблюдаются крайне редко.

Лечение серозных менингитов

Специфическая терапия состоит в применении нуклеаз, в идеале — дифференцированно, при использовании рибонук- леазы при инфекциях, вызываемых РНК-содержащими виру­сами, и дезоксирибонуклеазы при инфицировании ДНК-виру- сами. К первым относятся вирусы паротита, энтеровирусы, ви­русы гриппа, клещевого энцефалита, ко вторым — вирус простого герпеса, ветряной оспы, аденовирусы.

Нуклеазы дозируют из расчета 0,5 мг/кг в сутки и вводят внутримышечно 6 раз в день до нормализации состояния боль­ных и температуры тела и в течение последующих 2—3 дней. Лечению нуклеазами должна сопутствовать десенсибилизиру­ющая терапия для предупреждения аллергических реакций.


[1] Армстронг (Armstrong) Чарльз Вильям (1886—1958) — американский бактериолог.