К развитию внутримозговых и субарахноидальных кровоизлияний могут приводить:
- разрыв артериальной или артерио-венозной аневризмы;
- разрыв сосудов гемангиомы;
- коагулопатии;
- кровоизлияние в вещество опухоли мозга.
Частота внутричерепных кровоизлияний у беременных колеблется от 1 до 5 случаев на 10 ООО родов, смертность составляет от 30 до 40%. В структуре материнской смертности эта причина составляет примерно 10%. Частота геморрагического инсульта в акушерской практике составляет 0,04% от общего количества родов, или 42,9 на 100 000 беременных женщин.
Субарахноидальное кровоизлияние составляет около 50% всех церебральных кровоизлияний во время беременности, и 50% смертности приходится именно на эту группу. Большинство субарахноидальных кровоизлияний являются результатом разрыва мозговой аневризмы либо артерио-венозных мальфор- маций. Однако существует прямая связь между кровоизлиянием в мозг и артериальной гипертензией, эклампсией, коагуло- патией и другими акушерскими осложнениями.
Частота разрыва аневризм увеличивается со сроком беременности: около 55% первичных разрывов аневризм возникает в третьем триместре, реже — во время родов. Повторное кровоизлияние во время той же беременности отмечается примерно у половины больных.
Принципы ведения беременных с геморрагическими инсультами и субарахноидальными кровоизлияниями не отличаются от таковых, осуществляемых при отсутствии беременности. Показания и противопоказания к хирургическому лечению, включая операции по поводу разрыва аневризм мозговых сосудов, не отличаются от общепринятых.
При выявлении неразорвавшихся аневризм решение о плановом хирургическом вмешательстве или отказе от такового принимается индивидуально, с учетом локализации, величины и типа аневризмы, срока беременности, внутричерепных кровоизлияний в анамнезе.
Тромбозы внутричерепных синусов и вен мозга при беременности и в родах развиваются достаточно часто. Около четверти всех наблюдаемых мозговых венозных тромбозов наблюдаются именно в гестационном периоде. В основе большинства случаев наблюдаются первичные тромбозы синусов и вен, обусловленные патологией с нарушением коагуляционных свойств крови. Резкая активация свертываемости развивается после выкидышей, абортов, а также при преэклампсии и эклампсии. Вторичные тромбозы обусловлены инфекционной патологией во время беременности и в раннем послеродовом периоде, развитием тромбофлебитов вен малого таза и конечностей.
В зависимости от локализации тромбов различают тромбозы поверхностных (корковых) вен, тромбозы глубоких вен мозга, тромбозы венозных синусов.
Тромбозы поверхностных вен возникают в послеродовом периоде и проявляются головной болью с тошнотой и многократной повторной рвотой, фокальными или генерализованными судорогами. Несколько позднее могут наблюдаться мигрирующие очаговые корковые симптомы — парезы, гемианопсия, речевые расстройства.
Очаговые симптомы обусловлены образованием вторичных очагов ишемии и геморрагических инфарктов. Возможно развитие субарахноидального венозного кровоизлияния, и тогда появляются менингеальные симптомы.
Тромбозы глубоких вен протекают крайне тяжело, с угнетением сознания до комы, мышечным гипертонусом, атактическими спонтанными движениями конечностей, приступами эк- стензорной ригидности и другими стволовыми симптомами — парезами и судорогой взора, центральными нарушениями дыхания и сердечной деятельности или развитием вегетативного состояния.
Тромбоз синусов твердой мозговой оболочки сопровождается сильной головной болью, орбитальными болями, парезами черепных нервов (глазодвигательных), угнетением сознания (сопор). Прогноз более благоприятный.
При синус-тромбозе и тромбозе глубоких вен мозга определяется отек дисков зрительных нервов, иногда — с множественными кровоизлияниями в них. В периферической крови может наблюдаться умеренный лекоцитоз. Ликвор нормальный по клеточному и биохимическому составу, может быть ксантохромным из-за диапедеза эритроцитов в ликвор и их гемолиза.
Клиническая диагностика венозных тромбозов достаточно трудна, поскольку сходные клинические симптомы могут наблюдаться при ишемических и геморрагических нарушениях артериального кровообращения мозга. Верификация достигается MPT-ангиографией. При тромбозах корковых вен на МРТ определяются признаки кортико-субкортикального локального отека, не соответствующего зонам артериального кровоснабжения, очаги инфарктов. Тромбоз глубоких вен мозга проявляется отеком подкорковых узлов, отсутствием кровотока в прямом синусе и внутренних венах мозга. При синус-тромбозах отсутствует кровоток по сагиттальному, латеральному или другим синусам.
Лечение синдромологическое с использованием пенициллина в дозе 12—24 млн ЕД в сутки или иного антибиотика в кратных дозах и гепарина по 20—25 тыс. ЕД в сутки внутривенно.