Нарушения спинального кровообращения

Нарушения спинального кровообращения возникают на поздних сроках при крупном плоде, многоплодии, многово- дии. Причиной является сдавление беременной маткой нисхо­дящей аорты или радикуломедуллярных артерий (дополни­тельная радикуломедуллярная артерия Депрож-Готгерона, кро­воснабжающая пояснично-крестцовые сегменты). Частично возникающая симптоматика обусловлена нарушением артери­ального кровообращения в нижних конечностях.

Клинические проявления состоят в возникновении, чаще по ночам и в положении лежа, слабости в нижних конечностях с возможным нарушением функции тазовых органов, нарушени­ем чувствительности в ногах, перемежающейся хромоты. Симптомы носят транзиторный характер, соответствующий преходящим нарушениям спинального кровообращения, что отличает их от сходного синдрома, наблюдаемого при описан­ной ниже пояснично-крестцовой плексопатии. В родах может развиться инфаркт спинного мозга с формированием стойко­го нижнего вялого парапареза и тазовыми расстройствами.

Лечение проводится по тем же принципам, что и наруше­ний спинального кровообращения при сердечно-сосудистых заболеваниях.

Периферические нейропатии беременных

Периферические нейропатии при беременности носят компрессионно-ишемический характер и обусловлены уве­личением соединительной ткани (гипертрофией связок) в об­ласти костных каналов, в которых проходят нервы конечно­стей (мононейропатии, множественные мононейропатии). Их клинические проявления описаны в соответствующей главе руководства и у беременных не отличаются какими- либо особенностями.

Поражение пояснично-крестцового сплетения (плексопа- тия) наблюдается при его травматизации из-за несоответствия размеров головки плода и малого таза, при длительном стоя­нии головки в малом тазу. Травматизация сплетения возмож­на при наложении акушерских щипцов, вакуум-экстракции, ручном обследовании полости матки, при плодоразрушающих операциях.

Лицевая нейропатия во время беременности встречается чаще, чем в популяции. Причиной, не связанной с вирусной инфекцией и переохлаждением, может быть отек из-за наруше­ний водно-элекгролитного баланса и сдавление нерва в костном канале. В большинстве случаев прогноз благоприятный, с бы­стрым полным или практически полным восстановлением мимической функции. Восстановление возможно, так как мышцы лица, будучи денервированными, не подвергаются значительной атрофии. Лечения, в легких случаях, не требуется или используются малые дозы кортикостероидов, элекгроней- ростимуляция нерва.

Синдром запястного канала проявляется нейропатией сре­динного нерва при его компрессии в запястном канале между костями запястья и гипертрофированной поперечной связкой ладони. Характерны сильные боли, парестезии в руке, отечность кисти. Возможна слабость ладонных сгибателей I—III пальцев и их гипотрофия.

Умеренная выраженность симптомов не требует лечения, поскольку явления нейропатии обычно проходят вскоре пос­ле родов. При более выраженной нейропатии лечение прово­дится по общим принципам. Возможно введение кортикосте­роидов в область поперечной связки ладони.

Невропатия латерального кожного нерва бедра (болезнь Рота — Бернгардта), невропатия подвздошно-пахового нерва возникает при компрессии этих нервов на уровне паховой складки и па­хового канала, а также из-за увеличения веса тела и объема жи­вота. При невралгии Бернгардта — Рота появляются боли, па­рестезии и онемение по передненаружной поверхности бедра. Невропатия подвздошно-пахового нерва сопровождается таки­ми же ощущениями в нижней части живота, верхневнутренней поверхности бедра, паховой области.

Описанные ощущения обычно не носят выраженного ха­рактера и проходят вскоре после родов. Необходим осмотр для исключения паховой и бедренной грыжи.

Пояснично-крестцовая и плечевая плексопатия. Поражение пояснично-крестцового сплетения развивается обычно сразу после родов. Появляются боли, парестезии, онемение в обла­сти промежности с иррадиацией в ноги. Через некоторое вре­мя может появиться слабость в ногах из-за развития вялого пареза мышц голеней и бедер. Нарушения функции тазовых органов не наблюдается.

Симптомы, как правило, сохраняются в течение нескольких часов или суток. При необходимости проводится лечение ис­ходя из компрессионно-ишемической природы расстройства.

Возникновение синдрома требует проведения МРТ для ис­ключения острого заднего выпадения грыжи поясничного межпозвонкового диска.

Поражение плечевого сплетения может развиться в течение беременности. Причиной является изменение осанки, с усиле­нием лордоза, опущением рук, приводящее к сужению ребер­но-ключичного пространства и ущемлению сплетения между лестничными мышцами, первым ребром и ключицей.

Клинические проявления состоят в появлении болей в обла­сти передней поверхности шеи с иррадиацией вниз по рукам. Возникает гипотрофия дельтовидной, надлопаточной мышцы, реже — двуглавой мышцы плеча с ограничением поднимания рук вверх, вперед и в сторону. При компрессии нижней порции сплетения боли ощущаются в предплечьях и пальцах руки, с чувством онемения пальцев и ладони, атрофии мышц-сгиба­телей пальцев (плексопатия Дежерин-Клюмпке).

Лечение проводится в соответствии с общими принципами терапии поражений периферических нервов.

Послеродовая невралгия копчикового сплетения (кокцигоди- ния) характеризуется сильными, жгучими болями в области копчика, промежности, ягодиц. Надавливание на копчик про­воцирует усиление болей. Причины развития — осложненные роды, возможный подвывих копчика с травматизацией сплете­ния. Боли и рефлекторный спазм мышц тазового дна могут провоцировать учащенные ложные позывы к мочеиспусканию и дефекации.

При отсутствии лечения кокцигодиния может принимать упорный, мучительный характер. Наиболее эффективная тера­пия — введение смеси анестетика (новокаин, лидокаин), циано- кобаламина 1 000—1 500 мкг и 4—8 мг дексаметазона через кре­стцово-копчиковое сочленение 3—5 раз в течение недели.