Почему некоторые исследователи надеются на бессмертие человека.
Болезнь сердца. Рак. Диабет. Слабоумие. Исследователи тратят миллиарды долларов каждый год, пытаясь искоренить эти медицинские бедствия.
Но даже если мы найдем лекарства от этих и всех других хронических заболеваний, это не изменит наш окончательный прогноз: смерть.
“Это потому, что вы не остановили старение”, - говорит Джей Ольшанский, доктор философии, профессор эпидемиологии и биостатистики в Университете Иллинойса в Чикагской школе общественного здравоохранения.
Но что, если бы мы могли? Что, если мы пытаемся продлить долголетие неправильным путем? Вместо того чтобы сосредотачиваться на болезнях, должны ли мы стремиться к самому старению?
Так думают некоторые ученые. Частично подпитываемые миллиардом долларов инвестиций, они пытаются перестроить ваши молекулярно-биологические часы. Их цель? Устранить не только болезни, которые убивают людей, но и предотвратить саму смерть.
Взлом кода бессмертия
Обри де Грей, доктор философии, биомедицинский геронтолог, привлек широкое внимание своей верой в то, что первый человек, который доживет до 1000 лет, уже находится среди нас.
Он считает, что нет предела тому, как долго мы можем жить, в зависимости от того, какие лекарства мы разработаем в будущем.
“Вся идея заключается в том, что не будет предела тому, как долго мы можем поддерживать здоровье людей”, - говорит де Грей. Он главный научный сотрудник и соучредитель Исследовательского фонда SENS, который финансирует исследования о том, как затормозить старение.
Теоретически точка зрения Де Грея не так уж и неправдоподобна.
Ученые изучили бессмертную медузу Turritopsis dohrnii. Это единственное животное, которое может обмануть смерть, вернувшись из зрелости обратно в стадию полипа, когда ему угрожает опасность или голод.
Под водой могут существовать и другие ключи к возможной вечной жизни. Некоторые морские моллюски могут жить более 500 лет. А омары обладают, казалось бы, безграничным запасом молодого фермента, который заставляет некоторых ученых задаться вопросом, может ли ракообразное при лучших условиях жить вечно.
В один прекрасный день омолаживающие препараты могут “устранить повреждения организма, сбросив или повернув время вспять.
Среди людей исследователи изучают “супер-эйджеров” - людей, которые не только живут исключительно долго, но и делают это без многих хронических заболеваний, которые поражают их сверстников. И это несмотря на то, что они разделяют некоторые из тех же вредных привычек, что и все остальные.
“Они переживают 80-летний возраст с совершенно нетронутым разумом. Вот что так необычно”, - говорит Ольшанский. Остальные части их тела тоже работают лучше, чем у среднестатистических 80-летних.
Люди в возрасте от 95 до 112 лет заболели раком, сердечными заболеваниями, диабетом, остеопорозом и инсультом на 24 года позже, чем люди со средней продолжительностью жизни. Выяснение причин может проложить путь для целенаправленной генной терапии, чтобы имитировать ДНК этих неагенариев и долгожителей.
“Вероятно, в их геноме есть секреты, которые в конечном итоге будут обнаружены, что поможет нам разработать терапевтические вмешательства, имитирующие эффекты замедленного старения”, - говорит Ольшанский.
Лечение старения таким образом может принести большую отдачу, чем борьба с отдельными заболеваниями. Это потому, что даже если вам удастся избежать каких-либо болезней, в конечном счете не избежать старости.
“Долголетие-это побочный эффект здоровья", - говорит де Грей. - Если мы сможем сохранить здоровье людей, то вероятность их смерти снизится.”
Ирвинг Кан (держа винтовку) и его две сестры и брат когда-то были самым старым в мире живым квартетом братьев и сестер. Все четверо стали долгожителями. Ирвинг, который умер в Нью-Йорке в 2015 году в возрасте 109 лет, был частью проекта Нира Барзилая "Гены долголетия" в Медицинском колледже Альберта Эйнштейна. Хелен, старшая, дожила почти до 110 лет, несмотря на курение в течение 80 лет. Исключительно долгая жизнь, как правило, протекает в семьях.
Старение как предотвратимое состояние
В 2015 году Майклу Кантору был назначен метформин для лечения преддиабета. Как только заболевание было под контролем, его врач сказал, что Кантор может бросить лекарство. Но Кантор слышал об исследованиях, проверяющих его как омолаживающее средство. 62-летний адвокат из Коннектикута спросил, может ли он остаться. Год назад жена Кантора, Шери, которая является мэром Западного Хартфорда, штат Коннектикут, тоже начала принимать метформин.
“Я читал эти статьи, они имели для меня большой смысл, и с учетом того количества людей, которые принимали этот препарат во всем мире в течение десятилетий, я чувствовал, что терять мне нечего”, - говорит он.
Пара не может сказать, привели ли их ежедневные дозы к каким-либо изменениям в том, как они выглядят или чувствуют. В конце концов, они принимают таблетки не для того, чтобы лечить текущие болезни, а для того, чтобы предотвратить их в будущем.
Возможно, скоро они получат ответы. Нир Барзилай, доктор медицинских наук, директор Центров передового опыта Натана Шока Национального института здравоохранения в области фундаментальной биологии старения, возглавляет исследование, которое надеется доказать, что старение можно предотвратить. Исследование TAME (Таргетинг старения с помощью Метформина) предназначено для этого, демонстрируя, что метформин, дешевая и широко назначаемая таблетка от диабета, также может быть омолаживающим эликсиром.
- Если результаты окажутся такими, как они думают, весь мир сможет перейти на метформин и продлить жизнь каждому.”
Испытание TAME в настоящее время находится в фазе III-обычно это заключительный этап исследования любого лечения, прежде чем производители лекарств смогут подать заявку на одобрение.
Более ранние исследования показали, что люди с диабетом 2 типа, принимающие метформин, имеют более низкий уровень смертности от любой причины по сравнению со сверстниками, которые не принимают этот препарат. Метформин также, по-видимому, помогает снизить частоту возрастных заболеваний, включая болезни сердца, слабоумие и болезнь Альцгеймера. Это также может снизить риск многих видов рака, а также повысить шансы на выживание. Наблюдения, проведенные с начала пандемии COVID-19, показывают, что люди, которые заражаются вирусом во время приема метформина, с меньшей вероятностью попадают в больницу или умирают от него.
Не совсем ясно, как метформин работает, чтобы сделать все это. Первоначально это соединение было получено из Галеги лекарственной, также известной как козья рута, многолетнего растения, используемого в медицине со средневековых времен.
Барзилай говорит, что надеется доказать, что старение можно предотвратить.
“Если результаты будут такими, как они думают, весь мир может перейти на метформин и продлить жизнь для всех-продлить ваше хорошее качество жизни”, - говорит Барзилай. - Это то, чего мы все хотим. Каждый дополнительный год, который мы могли бы получить там, где мы все еще энергичны и полны жизни, был бы удивительным.”
Долгая жизнь против здоровой
Некоторые исследователи утверждают, что только “период здоровья” - период жизни, свободной от болезней, - стоит продлить. Конечно, здоровый образ жизни может добавить годы к жизни большинства людей и фактически улучшить клеточное старение. Некоторые из самых больших выигрышей приходят от отказа от курения, 5 с половиной часов физической активности в неделю и сохранения нормального веса.
Лекарства могут быть способны сделать это также путем прерывания общих маркеров старения, включая длину теломер, воспаление, окислительный стресс и замедление клеточного метаболизма.
“Вам не нужно ориентироваться на все эти признаки, чтобы добиться улучшения”, - говорит Барзилай, который также является директором Института исследований старения Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна в Бронксе и научным директором Американской федерации исследований старения.
Медицинский термин для обозначения старения-старение. Пораженные повреждением ДНК и стрессами, ваши клетки разрушаются и в конце концов перестают размножаться, но не умирают.
Это замедление может иметь серьезные последствия для вашего здоровья. Ваши гены становятся более склонными к мутациям, которые могут проложить путь к раку. Митохондрии, которые производят энергию в клетке, борются за то, чтобы питать ваше тело. Это может повредить клетки и вызвать хроническое воспаление, которое играет роль в диабете, артрите, язвенном колите и многих других заболеваниях.
Самым старым человеком в истории была француженка Жанна Кальман, которая умерла в 1997 году в возрасте 122 лет и 165 дней. Некоторые исследователи считают, что генетические и медицинские достижения могут значительно продлить человеческую жизнь-до 1000 лет и более. Но в США потребовалось два столетия, чтобы средняя продолжительность жизни удвоилась до 77 лет для человека, родившегося в 2000 году. Сегодня рожденный в АМЕРИКЕ младенец может рассчитывать дожить примерно до 79 лет.Одним из главных признаков старения является растущий запас этих стареющих клеток. Поврежденные клетки деактивируются, чтобы защитить организм от вредного или неконтролируемого деления клеток. Но, подобно гнилому яблоку, которое портит весь букет, стареющие клетки поощряют своих соседей тоже становиться дисфункциональными. Они также выделяют белки, которые вызывают воспаление. Ваше тело естественным образом удаляет эти дремлющие клетки. Но старым иммунным системам труднее очищаться, поэтому стареющие клетки с большей вероятностью будут болтаться вокруг.
По мнению некоторых экспертов, одним из способов предотвратить старение может быть вымывание накопившегося мусора.
Де Грей также считает, что это можно сделать с помощью наркотиков.
“Эти методы лечения на самом деле восстановят [клеточные] повреждения”, - говорит он. - Они устранят повреждения тела, перенастроив или повернув время вспять.”
Джеймс Киркланд, доктор медицины, доктор философии из клиники Майо, является одним из исследователей, исследующих эту теорию. Он давал смесь лекарства от рака дазатиниба и растительного пигмента под названием кверцетин людям с диабетической болезнью почек. Кверцетин-это антиоксидант, который придает винограду, помидорам и другим фруктам и овощам их аромат.
Небольшое клиническое исследование I фазы показало, что комбинация дазатиниб-кверцетин избавляет от стареющих клеток в тканях людей с этим заболеванием.
Исследователи пока не знают, приведут ли результаты к продолжительной молодости. Они также не знают, насколько высока дозировка и какие долгосрочные проблемы может вызвать лечение. Люди с хроническим лейкозом принимают дазатиниб в течение многих лет с небольшим количеством серьезных побочных эффектов.
В другом недавнем исследовании ученые использовали кислородную терапию для борьбы со стареющими клетками. Тридцать пять взрослых в возрасте 64 лет и старше получали кислородную терапию в герметичной камере. После 60 ежедневных сеансов они показали уменьшение количества стареющих клеток и улучшение длины сегментов ДНК, называемых теломерами. Укороченные сегменты теломер считаются еще одним маркером старения.
Исследователи также ищут технологию редактирования генов CRISPR для омолаживающих процедур, но пока тестирование проводится только на мышах.
Барзилай надеется, что если испытания метформина увенчаются успехом, это откроет шлюзы для волны новых лекарств, которые могут остановить или обратить вспять старение человека. Некоторые из основных игроков в этой области включают Juvenescence, AgeX Therapeutics, LyGenesis и Life Biosciences, которые основал Барзилай.
“Пока старение не будет считаться предотвратимым, планы здравоохранения не будут платить за этот вид лечения”, - говорит он. И если планы здравоохранения не будут охватывать старение, у фармацевтических компаний будет мало стимулов инвестировать в разработку лекарств.
Возможно, это единственное, что стоит между людьми и беспрецедентной продолжительностью жизни. Бюро переписи населения прогнозирует, что американцы, родившиеся в 2060 году, должны прожить в среднем 85,6 года, по сравнению с 78,7 годами в 2018 году. Прогноз Де Грея превышает эту отметку примерно в 50 раз. Он считает, что ожидаемая продолжительность жизни человека, родившегося в 2100 году, вполне может составлять 5000 лет.
У Барзилая, со своей стороны, есть предсказание, которое кажется более скромным.
“Мы умираем в 80. Получение дополнительных 35 лет-это относительно низко висящий плод”, - говорит он. - Но я не верю, что это фиксированный предел.”