Г. Опиоидные антагонисты (налоксон, или наркан). Поскольку препарат может вызвать острый синдром абстиненции, налок­сон никогда не должен вводиться женщинам, получающим по­стоянную опиоидную заместительную терапию. Налоксон мо­жет быть использован для регрессии депрессии дыхания, вы­званной введением матери опиодов во время родов.

Д. Седативные лекарственные средства и транквилизаторы

  • Барбитураты. Барбитураты быстро проникают через пла­центу и могут оказывать выраженный эффект на плод (на­пример, сонливость, вялость, гиповентиляцию, а также от­сутствие аппетита), которые могут сохраняться в течение нескольких дней. Эффекты усиливаются при сочетанном введении с опиоидами. Обычно, когда барбитураты исполь­зуются в качестве препаратов для проведения индукции об­щей анестезии при кесаревом сечении, это не является проб­лемой. Барбитураты быстро перераспределяются в материн­ской ткани, преимущественно в плаценте. При их трансфузии через плаценту препарат может оказывать негативное влия­ние на печень плода.
  •  Бензодиазепины (диазепам, или иалиум, лоразепам, или ативан, мидазолам, или версед). Быстро проникают через плаценту и распределяются в ней в течение нескольких ми нут после в/в введения. Концентрация препарата у плода часто выше, чем у матери. Диазепам назначается в низких дозах (< 10 мг) и может привести к снижению вариабельности ЧСС плода, но мало влияет на изменение состояния плода по шкале Апгар и показателей газов артериальной крови. Высокие концентрации диазепама сохраняются в течение нескольких дней и могут привести к развитию гипотонии, вялости, снижению аппетита и нарушению терморегуляции, приводящим к гипотермии. Все бензодиазепины характери­зуются лишь долей вышеперечисленных действий, одна­ко диазепам наиболее тщательно изучен. Кроме того, бензо­диазепины менее часто используются, так как вызывают амнезию периода родов у матери. Мидазолам используют с целью проведения общей анестезии. Этот препарат — анес­тетик для выполнения индукции анестезии; он безопасен для матери, может вызвать транзиторную неонатальную гипотонию.
  •  Фенотиазины. Сегодня фенотиазины используются редко, так как они могут стимулировать развитие гипотензии че­рез центральную а-блокаду. Иногда фенотиазины применя­ются в сочетании с наркотическими препаратами (нейролеп- танальгезия). Инновар представляет собой сочетание фента- нила и дроперидола и из-за относительно короткого периода полураспада может быть небезопасен.
  •  Кетамин (кетажект и др.). Кетамин применяется для проведе­ния диссоциативной анальгезии. При введении дозы > 1 мг/кг может вызвать сокращение матки, гипертонию, депрессию новорожденных (низкое количество баллов по шкале Апгар) и патологию мышечного тонуса новорожденных. Традици­онно применяемые в клинике дозы составляют 0,1-0,2 мг/кг, относительно безопасны, так как оказывают минимальное воздействие на мать и новорожденного.

£. Люмбальная эпидуральная анестезия. Наиболее часто исполь­зуемым методом инвазивной техники анестезии при родах яв­ляется поясничная эпидуральная анестезия. При этом болевой синдром матери и уровень катехоламинов в ее крови сокраща­ются (катехоламины являются причиной длительных несогла­сованных схваток и снижения маточного кровотока), что мо­жет привести к снижению материнской гипервентиляции и улучшению доставки кислорода плоду. Сосудистый спазм ма­точных артерий во время индуцированной беременностью ги­пертонии может быть корригирован. Эффект действия эпидуральной анестезии составляет > 4 ч и связан с повышением температуры тела матери до 1 °С. Это может привести к разви­тию неонатального сепсиса и необходимости лечения антибио­тиками.

Местные анестетики (например, бупивакаин, лидокаин), как правило, непрерывно проникают через эпидуральный ка­тетер, размещенный в поясничном отделе позвоночника (L2-L3, L3-L4, L4-L5). Кроме того, могут быть применены повторные инъекции через катетер с добавлением невысоких доз опиоидов. Материнская гипотония, вызванная выполнением симпа­тической блокады, легко лечится с помощью проведения инфузионной терапии или в/в введения эфедрина.

Ж. Интратекальная опиоидная анальгезия. Интратекальное вве­дение опиоидов (фентанила или суфентанила в сочетании с морфином и без него) обеспечивает первую стадию обезболива­ния родов с минимальной блокадой симпатического нерва. Интратекальное введение опиоидов часто назначается при вы­соком стоянии головки плода в малом тазу. Транзиторные из­менения ЧСС плода развиваются в 10—15% случаев, как пра­вило, без неблагоприятных последствий для новорожденных. В ряде случаев необходимо выполнение кесарева сечения.

  • Каудальная эпидуральная анестезия. Каудальная эпидураль­ная анестезия вызывает блокаду сакральных нервных кореш­ков и обеспечивает отличное обезболивание во втором периоде родов. Каудальная эпидуральная анестезия не используется во время первого периода родов, так как для достижения блока нерва T1—Т12 необходимо введение высоких доз препарата. При данном виде анестезии достигается усиление релаксации тазовых мышц и ослабление в позе поворота головы. Поскольку увеличивается риск внутричерепного введения местного анесте­тика плоду, данная техника анестезии в настоящее время ис­пользуется крайне редко.