Введение. Изучение биоэтики как области, отделенной от медицины, — новое явление. Врачи исторически всегда поддерживали политику этического поведения в медицинской практике. В течение последних 30 лет проводилось особенно много различных исследований в области биоэтики. Обязанность этического поведения в медицинской практике требует от нас знаний о том, как нужно вести себя и каким внутренним и внешним правилам надо следовать, чтобы доводить начатое до конца. Проблемы биоэтики рассматривают проблемы самого пациента, его семьи, проблемы со стороны врача и общества в целом.
Основные понятия биоэтики
А. Пациент. Пациент находится в центре проблем биоэтики, в связи с чем каждое взаимодействие с пациентом со стороны врача должно быть вежливым и продуманным. Такое положение вещей защищает более уязвимых пациентов и обеспечивает подобающее лечение. Принципы, которые обусловливают взаимоотношения врач-пациент, включают возможность самостоятельного выбора, отсутствие вреда от лечения, доброжелательность, справедливость со стороны врачей.
Б. Врач. Несмотря на существенный рост общественного недоверия врачам современная практическая медицина требует от врача осуществления действий исключительно профессиональных. Действительно, сама идея «профессионализма» тесно связана с достойным поведением и добродетельностью действий доктора. Существуют несколько важных особенностей повседневной медицинской практики.
- Доверие. Доверие является важным аспектом любых человеческих отношений и включает не только сообщение правды пациенту, но и согласованность действий врача и больного, а также соблюдение конфиденциальности информации («врачебная тайна»). При наличии доверия между врачом и пациентом медицинские отношения между врачом и пациентом могут продолжаться значительно дольше. Отношения между профессионалами — врачами, юристами, руководителями — называются доверительными профессиональными отношениями. Если же пациент доверяет врачу, данные отношения также называются доверительными и медицинская помощь может быть оказана на более высоком уровне.
- Сострадание. Это одна из черт характера врача, за которой пациенты пристально наблюдают. Термин «сострадание» трудно обозначить, но именно он отождествляется с этическим поведением врача. Слово сострадание (приставка «с» и «страдание») буквально означает «страдать» с вашим пациентом. Сострадание — это отклик на зов о помощи, который составляет особого рода призвание или моральное основание врачебной профессии. Если это чувство у врача не развито или притупилось с годами, то говорить о его моральных качествах сложно. Далеко не случайно сострадание (а также очень близкое по значению милосердие) считается с самых древних времен главной врачебной добродетелью. Помня об этом важном обстоятельстве, нельзя забывать и об ином — страдание человека и страдание животного неравнозначны. Поэтому и отношение врачей и ветеринаров к страдающим существам должно быть разным. Данное обстоятельство фиксируется в фундаментальном требовании биоэтики — необходимости относиться к пациенту как к личности.
- Фронезис. Термин «фронезис» был впервые использован Аристотелем и означает обладание врачом практической мудростью, способностью к пониманию своего больного, способностью при имеющемся стечении обстоятельств определить, какой алгоритм действий наиболее благоприятен для блага пациента. Таким образом, фронезис — рассудительность, разумение определяется как «практическая мудрость».
- Справедливость. Каждый врач имеет обязательства по оказанию помощи своим пациентам. Врачебный долг — исцеление больного и применение в своей практической деятельности принципа «не навреди». Помните, что в определении блага для данного пациента, в оценке опасности нанесения вреда и в принятии на этой основе решения о проведении того или иного медицинского вмешательства все большую роль начинает играть пациент. Ведь именно его здоровьем, а иногда и жизнью, вынужден рисковать врач для достижения той или иной благой цели. Неслучайно законодательство закрепляет за врачом обязанность получения согласия у пациента на проведение любого медицинского вмешательства.
- Стойкость. Под стойкостью подразумевается не только физическое, но и психическое и эмоциональное мужество. Мы склонны понимать под мужеством поведение «солдат в бою», но врачи также обязаны проявлять мужество в различных ситуациях: ухаживая за пациентами с ВИЧ-инфекцией, работая в любое время суток, испытывая эмоциональное истощение на работе, общаясь с родственниками пациентов в сложных критических ситуациях.
- Благоразумие. Умеренность во взглядах, или благоразумие, как правило, термины социальной деятельности или нравственной жизни. С сточки зрения медицины благоразумие — умение обоснованно пользоваться имеющимися технологиями.
- Целостность (интеграция). Под интеграцией подразумевается «приведение всех частей проблемы воедино». Врачу необходимо достичь полной интеграции с пациентом, его семьей. Все действия врача должны быть последовательными и предсказуемыми, что вселяет пациенту особую уверенность в своем докторе. Истинная целостность мышления врача (в отличие от чрезмерной самоуверенности) требует проведения постоянного самоанализа и размышлений над теми или иными своими поступками.
- Реальная самооценка — отсутствие возвышения себя над другими. Все врачи являются специалистами с высшим медицинским образованием. Врачи обязаны помнить о своем назначении, знать свое место в обществе и помогать членам семьи пациента (или его опекунам) в уходе за больным, испытывать особое отношение к пациентам при проведении научных исследований и ведении медицинских протоколов.
- Общественность. В некоторых случаях следует помнить, что во имя блага общества надо забыть о своих индивидуальных правах. В случаях карантинных инфекционных заболеваний или для предотвращения эпидемий, мы должны понимать, что временная потеря прав для какой-либо группы людей во благо остальных. Данная перспектива должна всегда рассматриваться в сфере здравоохранения при принятии важных решений, но не должна приводить к несправедливой потере прав.