Введение. Изучение биоэтики как области, отделенной от медици­ны, — новое явление. Врачи исторически всегда поддерживали по­литику этического поведения в медицинской практике. В течение последних 30 лет проводилось особенно много различных исследо­ваний в области биоэтики. Обязанность этического поведения в ме­дицинской практике требует от нас знаний о том, как нужно вести себя и каким внутренним и внешним правилам надо следовать, чтобы доводить начатое до конца. Проблемы биоэтики рассматри­вают проблемы самого пациента, его семьи, проблемы со стороны врача и общества в целом.

Основные понятия биоэтики

А.  Пациент. Пациент находится в центре проблем биоэтики, в свя­зи с чем каждое взаимодействие с пациентом со стороны врача должно быть вежливым и продуманным. Такое положение вещей защищает более уязвимых пациентов и обеспечивает подобающее лечение. Принципы, которые обусловливают взаи­моотношения врач-пациент, включают возможность самостоя­тельного выбора, отсутствие вреда от лечения, доброжелатель­ность, справедливость со стороны врачей.

Б. Врач. Несмотря на существенный рост общественного недове­рия врачам современная практическая медицина требует от вра­ча осуществления действий исключительно профессиональных. Действительно, сама идея «профессионализма» тесно связана с достойным поведением и добродетельностью действий доктора. Существуют несколько важных особенностей повседневной ме­дицинской практики.

  1. Доверие. Доверие является важным аспектом любых чело­веческих отношений и включает не только сообщение прав­ды пациенту, но и согласованность действий врача и больно­го, а также соблюдение конфиденциальности информации («врачебная тайна»). При наличии доверия между врачом и пациентом медицинские отношения между врачом и паци­ентом могут продолжаться значительно дольше. Отноше­ния между профессионалами — врачами, юристами, руко­водителями — называются доверительными профессио­нальными отношениями. Если же пациент доверяет врачу, данные отношения также называются доверительными и медицинская помощь может быть оказана на более высоком уровне.
  2. Сострадание. Это одна из черт характера врача, за которой пациенты пристально наблюдают. Термин «сострадание» трудно обозначить, но именно он отождествляется с этичес­ким поведением врача. Слово сострадание (приставка «с» и «страдание») буквально означает «страдать» с вашим па­циентом. Сострадание — это отклик на зов о помощи, кото­рый составляет особого рода призвание или моральное осно­вание врачебной профессии. Если это чувство у врача не раз­вито или притупилось с годами, то говорить о его моральных качествах сложно. Далеко не случайно сострадание (а также очень близкое по значению милосердие) считается с самых древних времен главной врачебной добродетелью. Помня об этом важном обстоятельстве, нельзя забывать и об ином — страдание человека и страдание животного неравнозначны. Поэтому и отношение врачей и ветеринаров к страдающим существам должно быть разным. Данное обстоятельство фиксируется в фундаментальном требовании биоэтики — необходимости относиться к пациенту как к личности.
  3.  Фронезис. Термин «фронезис» был впервые использован Аристотелем и означает обладание врачом практической муд­ростью, способностью к пониманию своего больного, способ­ностью при имеющемся стечении обстоятельств определить, какой алгоритм действий наиболее благоприятен для блага пациента. Таким образом, фронезис — рассудительность, разумение определяется как «практическая мудрость».
  4. Справедливость. Каждый врач имеет обязательства по ока­занию помощи своим пациентам. Врачебный долг — исце­ление больного и применение в своей практической дея­тельности принципа «не навреди». Помните, что в опреде­лении блага для данного пациента, в оценке опасности нанесения вреда и в принятии на этой основе решения о про­ведении того или иного медицинского вмешательства все большую роль начинает играть пациент. Ведь именно его здоровьем, а иногда и жизнью, вынужден рисковать врач для достижения той или иной благой цели. Неслучайно за­конодательство закрепляет за врачом обязанность получе­ния согласия у пациента на проведение любого медицинско­го вмешательства.
  5.  Стойкость. Под стойкостью подразумевается не только фи­зическое, но и психическое и эмоциональное мужество. Мы склонны понимать под мужеством поведение «солдат в бою», но врачи также обязаны проявлять мужество в раз­личных ситуациях: ухаживая за пациентами с ВИЧ-инфек­цией, работая в любое время суток, испытывая эмоциональ­ное истощение на работе, общаясь с родственниками паци­ентов в сложных критических ситуациях.
  6.  Благоразумие. Умеренность во взглядах, или благоразумие, как правило, термины социальной деятельности или нрав­ственной жизни. С сточки зрения медицины благоразу­мие — умение обоснованно пользоваться имеющимися тех­нологиями.
  7.  Целостность (интеграция). Под интеграцией подразумева­ется «приведение всех частей проблемы воедино». Врачу не­обходимо достичь полной интеграции с пациентом, его семь­ей. Все действия врача должны быть последовательными и предсказуемыми, что вселяет пациенту особую уверенность в своем докторе. Истинная целостность мышления врача (в отличие от чрезмерной самоуверенности) требует прове­дения постоянного самоанализа и размышлений над теми или иными своими поступками.
  8.  Реальная самооценка — отсутствие возвышения себя над другими. Все врачи являются специалистами с высшим ме­дицинским образованием. Врачи обязаны помнить о своем назначении, знать свое место в обществе и помогать членам семьи пациента (или его опекунам) в уходе за больным, ис­пытывать особое отношение к пациентам при проведении научных исследований и ведении медицинских протоколов.
  9. Общественность. В некоторых случаях следует помнить, что во имя блага общества надо забыть о своих индивиду­альных правах. В случаях карантинных инфекционных за­болеваний или для предотвращения эпидемий, мы должны понимать, что временная потеря прав для какой-либо груп­пы людей во благо остальных. Данная перспектива должна всегда рассматриваться в сфере здравоохранения при при­нятии важных решений, но не должна приводить к неспра­ведливой потере прав.