А.   Соблюдение стандартов и интересов пациента.

При работе врачей с пациентами, не способными говорить из-за возраста либо на фоне умственной неполноценности, отсутствует воз­можность получить прямое согласие больного на лечение и вы­полнение процедур. В этих случаях мы должны выбрать за па­циента оптимальные варианты лечения, подходящие именно данному больному. Такой подход и называется стандартным соблюдением интересов больного. В документе, называемом «стандартом оказания медицинской помощи» прописано, что мы должны делать как врачи: предоставлять пациенту помощь, оптимальную для него. При работе с детьми младшего возраста считается, что родители могут подписать согласие на лечение, наибольшим образом соответствующее интересам ребенка. В других случаях интересы поддерживает опекун, назначен­ный после проведения юридической процедуры. В экстренных ситуациях, когда нет времени на связывание с опекуном или членами семьи ребенка, роль опекуна играет сам врач.

Б. Родители, как представители со стороны ребенка

  •  Родительские права. При уходе за грудными детьми и деть­ми старшего возраста родители правомерно полагают, что именно они представляют интересы пациента. Родители полностью вовлечены в ситуацию вокруг ребенка, и будут много дольше, чем даже лечащий врач, находиться в курсе всех событий. Родители должны владеть всей ситуацией, касающейся хода обследования, лечения и прогноза заболе­вания их малыша. Все решения о вариантах лечения и согла­сие на выполнение различных медицинских процедур дол­жны подписывать именно родители маленького пациента.
  •  Исключительные случаи. Существует несколько случаев, когда родительские права не поддерживаются. Широко из­вестными проблемными ситуациями являются перелива­ние крови у детей из семей, принадлежащих к какой-либо секте (например, Свидетели Иеговы). Родители имеют по­тенциальное право отказаться от проведения спасительной терапии, однако в экстренных ситуациях окончательное ре­шение принадлежит врачам. Данный вопрос обсуждается в течение многих лет в разных странах, в том числе амери­канским обществом. Сегодня родительские права в отноше­нии отказа от проведения какой-либо терапии не оспарива­ются. Как правило, врач может добиваться положительного решения и разрешения проведения необходимого лечения только в судебном порядке (например, получение согласия на переливание ребенку крови). Этот же стандарт применя­ется и в других ситуациях, при которых необходимо быст­рое оказание медицинской помощи: отказ родителей в про­ведении хирургического лечения анатомических аномалий развития.

В.  Несовершеннолетние в качестве родителей.

Все чаще в послед­нее время мы видим несовершеннолетних подростков в качест­ве родителей. В большинстве случаев несовершеннолетний ро­дитель получает статус взрослого гражданина. Во многих слу­чаях в качестве опекунов до достижения совершеннолетия несовершеннолетнего родителя могут выступать бабушки и де­душки новорожденного, которые помогают в процессе приня­тия решений. Однако следует отметить, что настоящий роди­тель в подобных ситуациях имеет окончательное слово в вопро­сах согласия и лечения, разве только этот несовершеннолетний родитель во всем остальном остается нетрудоспособным.

Г. Жестокое обращение с детьми.

Как правило, мы говорим о жес­током обращении с детьми при наличии доказательств этому: телесные травмы, увечья, отставание ребенка в физическом и эмоциональном развитии, признаки отсутствия заботы родите­лей, признаки сексуального насилия. Несколько государств внесли предложение преследования по закону жестокого обра­щения с детьми в пренатальном периоде. В первую очередь это касается злоупотребления матерями курением, алкоголем и наркотиками, что вызывает существенные проблемы со здо­ровьем у еще не рожденных младенцев. Напомним, что в/в вве­дение наркотиков или применение кокаина крайне вредны для плода, а в некоторых случаях губительны. В случае признания вины матери после рождения ребенок находится под опекой го­сударства