Актуальные вопросы

Что такое гестационный возраст ребенка? Это самый важный вопрос, потому что заболеваемость и смерт­ность тесно связана со зрелостью плода. И гестационный возраст, и масса тела при рождении используются в качестве прогностических критериев выживания. Однако выяснить истинный гестационный возраст воз­можно только при беседе, полном обследовании матери.

  •  Что является причиной преждевременных родов? Причина преждевременных родов влияет на вероят­ность тяжелых осложнений для матери и плода и на летальный исход (например, отсрочка родов противо­показана при наличии у матери хориоамнионита).
  •  Имеются ли признаки дистресса плода? Признаки дистресса плода могут свидетельствовать либо о теку­щей, либо о развитии в дальнейшем патологии плода.

Вопросы, возникающие при общении с родителями

  •  Смертность. Нижний предел жизнеспособности плода соответствует сроку гестации 23-24 недели. Имеются единичные сообщения о случаях выживания детей, рожденных на сроке 21-22 недель. Рожденным на нижнем пределе жизнеспособности требуется выпол­нение эндотрахеальной интубации с использованием в дальнейшем искусственной вентиляции легких, одна­ко приложенные усилия могут лишь отсрочить смерть. Выживание улучшается при антенатальном введение стероидов, но это повышает риск отхождения около­плодных вод до 24 недель гестационного возраста.
  •  Осложнения при недоношенности. Осложнения недо­ношенности наиболее распространены у детей, рож­денных на нижнем пределе жизнеспособности и их частота уменьшается с увеличением срока беремен­ности. Осложнения недоношенности включают рес­пираторный дистресс-синдром, метаболические нару­шения, инфекционный процесс, некротизирующий энтероколит, открытый артериальный проток, внут- рижелудочковое кровоизлияние и другие признаки травмы головного мозга, апноэ и брадикардию. Хро­нические осложнения включают хронические заболе­вания легких, перивентрикулярную лейкомаляцию, интрапаренхиматозные кисты, гидроцефалию, отсут­ствие аппетита, ретинопатию недоношенных и нару­шения слуха.
  •  Долгосрочный результат. Хотя риск инвалидности выше у недоношенных детей, чем у населения в целом, в большинстве случаев инвалидности в виде церебрального паралича или умственного раз­вития не развивается. Риск развития патологии нерв­ной системы и инвалидности высок при рождении в гестационном возрасте на нижнем пределе жизнеспо­собности. Однако даже у недоношенных детей, рож­денных на сроке гестации 32—36 недель есть риск развития церебрального паралича, когнитивных на­рушений, проблем в школе, синдрома дефицита вни­мания, незначительных нейромоторных дисфункций и проблем с поведением в школьном возрасте.

Задержка внутриутробного развития плода

Актуальные вопросы

Что является причиной ЗВУР?

Когда это было диагностировано? Имеются ли признаки декомпенсации плода?

Вопросы, возникающие при общении с родителями

  •  ЗВУР. Наиболее важным фактором, определяющим исход данного состояния являются вызвавшие его причины. У младенцев с хромосомными нарушениями и врожденными инфекциями (например, токсоплаз- мозом и цитомегаловирусом) на ранних сроках вну­триутробного развития имеет место тяжелая патология и они часто не переживают родов. Ну а позже, как пра­вило, развивается инвалидность. Нормальный плод первоначально компенсирует недостаток питания, но, когда эти компенсаторные механизмы нарушены, воз­никают прогрессивные повреждения органов плода, и при отсутствии лечения это приводит к его гибели.
  •  Осложнения ЗВУР. Младенцы с ЗВУР более уязвимы к перинатальным осложнениям, в том числе перина­тальной асфиксии, холодовому стрессу, повышенной вязкости крови (полицитемия) и гипогликемии.
  •  Долгосрочные результаты. У доношенных новорож­денных с ЗВУР высок риск развития двигательных и когнитивных нарушений, в том числе незначитель­ных нейромоторных дисфункций, неспособности к обу­чению и дефициту внимания, что может привести к невозможности обучения в школе и проблемам с пове­дением. У недоношенных детей с ЗВУР имеется повы­шенный риск развития осложнений, в том числе дет­ского церебрального паралича, умственной отсталос­ти, а также проблемы поведения и обучения в школе.

 Употребление наркотиков матерью

Актуальные вопросы.

  • Какой наркотик принимала мать?
  • Когда?
  • В какой дозе?

Вопросы, возникающие при общении с родителями

  •  ЗВУР. У младенцев, подвергавшихся внутриутробно­му воздействию опиатов, кокаина, алкоголя, сигарет и некоторых лекарственных препаратов, может зна­чительно нарушиться внутриутробное развитие.
  • Конкретные синдромы и риски. Фетальный алкоголь­ный и абстинентный синдром плода трудно диагнос­тируются в неонатальном периоде. В обоих случаях высок риск развития умственной отсталости.
  •  Синдром неонатальной отмены. У младенцев, подвер­гавшихся внутриутробному воздействию опиатов или кокаина, может развиться синдром отмены. Эта кате­гория детей должна внимательно наблюдаться и при ле­чении абстинентного синдрома может потребоваться введение определенных лекарственных препаратов. Позже у данной группы детей определяется повышен­ная заболеваемость и проблемы с поведением в школе.

 Воздействие и риск введения кокаина. На фоне введе­ния кокаина часто развивается патология централь­ной нервной системы, в том числе инсульты, цереб­ральный паралич, особенно гемиплегия, а также ког­нитивные нарушения.

Признаки дистресса плода

Актуальные вопросы. Какие признаки дистресса плода очевидны и как долго они существуют? Какого рода вме­шательства планируются?

 Конкретные вопросы

  •  Типы дистресса плода. Различные признаки дистресса плода включают кардиальную патологию, фетальную реактивность, окрашивание меконием околоплодных вод, снижение движений плода, а также нарушение биофизического профиля. Тип, тяжесть и продолжительность дистресса имеют важное значение для прогноза, но они не могут быть точно диагности­рованы.
  •  Точные предикторы смертности и заболеваемости. На­иболее точные предикторы — это признаки, связанные с черепно-мозговой травмой, выявленной с помощью методов нейровизуализации, электроэнцефалограммы, а также при оценке развития нервной системы. У но­ворожденных, перенесших хроническую внутриут­робную гипоксию, высок риск развития стойкой легоч­ной гипертензии и неврологических расстройств (с или без потребности в проведении экстракорпоральной мем­бранной оксигенации). Тяжесть неона­тальной энцефалопатии является предиктором смертности и патологии нервной системы: дети с тяжелой энцефалопатией часто умирают, а оставшиеся в жи­вых, как правило, имеют серьезные множественные на­рушения. У большинства младенцев с признаками дистресса плода или острой перинатальной депресси­ей развивается энцефалопатия, стойкая легочная ги­пертензия новорожденного или нейросенсорная инвалидизация.