Понятие «патологические увлечения» основывается на разных пси­хологических явлениях (поэтому не только сложно, но и некорректно пытаться предложить для них единую дефиницию). У одних людей осо­бое пристрастие к какой-либо деятельности возникает, если она прино­сит эстетическое или даже физиологическое удовольствие. Например, если индивидуум способен наслаждаться музыкой или балетом, он мо­жет стать меломаном или балетоманом. У других людей побудительной силой является какое-то инстинктивное влечение, например к накопи­тельству, к привлечению к себе внимания, к познавательно-мыслитель­ной деятельности. В последнем случае выявляется та или иная сверх­ценность. Увлечения могут порождаться и рациональным интересом (т. е. материальной выгодой). Разумеется, нередко за одним увлечением скрываются одновременно разные явления. Например, в увлечённости пиротехникой могут быть значимы и пироманическое влечение, и его эстетическое оформление, и возможность подзаработать на своём хоб­би. Об (условно) патологических увлечениях можно говорить, если они сопровождаются какими-то безусловно патологическими признаками: им следуют с некритичностью (например, с явным ущербом для более важных дел), или они выявляют интеллектуальную несостоятельность (например, не могут разобраться в прочитанном), или их появление совпадает с эпизодом нарушенного аффекта.

Касаясь «патологических увлечений» («болезненных хобби»), нельзя не отметить неправомерную искусственность выделения в их структуре в качестве рядоположенных аффективного и «интеллекту­ального» (т. е. когнитивного) компонентов той или иной деятельности, с одной стороны, и влечения к этой деятельности, с другой стороны. Иногда аффективный и когнитивный компоненты объединяют в по­нятие «сверхценность», которое, наряду с влечением, считают состав­ной частью «патологических увлечений». На самом деле влечение — это прежде всего эмоциональная (аффективная) удовлетворённость от какого-то действия, в том числе мыслительного процесса, облада­ния чем-либо. Эмоциональный компонент не сопутствует влечению, а представляет собой его сущность. Он динамичен: привлекательность дополняется напряжённостью, когда следование влечению задержива­ется, и сменяется облегчением или удовольствием, когда влечение ис­полняется. Напряжённость или облегчение (удовольствие) — не только результат воздержания от влечения или его воплощения (в зависимос­ти от собственного поведения или ситуации), но и его неотъемлемая часть, не возможная без него. Изначальная привлекательность пред­мета влечения, дополняется она напряжённостью или нет, представля­ет собой эмоциональное предвкушение облегчения или удовольствия. Собственные влечения осознаются с большей или меньшей ясностью, хотя бы в примитивных категориях: «хочется», «нравится», «интерес­но». В этом их когнитивный компонент, который обязателен и может оказаться вполне развёрнутым. Идеоманическое влечение часто приво­дит к формированию сверхценностей, которые являются, таким обра­зом, результатом идеомании. Если результат клептомании — ворован­ные вещи и, возможно, привлечение к ответственности, то результат идеомании — сверхценности. При этом усиленная интеллектуально­когнитивная деятельность, например чтение, занятия наукой и пр., не приводит непременно к формированию сверхценных идей, равно как повышенная склонность (усиленное влечение) к общению не обя­зательно рождает дружбу.

Психопатологически разнородным оказывается и пищевое по­ведение. В частности, отказ от пищи лежит в основе квалификации нервной анорексии, при которой в качестве необязательного критерия по МКБ-10 отмечают также страх ожирения. Действительно, анорексическое поведение может быть обусловлено страхом (обычно социо­фобией, но опасение излишней полноты может и не зависеть от по­тенциального отношения окружающих). Однако возможная его осно­ва — эмоция отвращения. И страх, и отвращение выступают на фоне усиливающего их депрессивного аффекта. Иногда, впрочем, сопровож­дающаяся снижением аппетита и достаточной некритичностью депрессивность и сама по себе приводит к анорексической потере веса.

При выявлении поведенческих отклонений индивидуальный анализ лежащих в их основе конкретных психологических или психопатологических феноменов особенно важен. Например, склонность к азартным играм при гипоманиях почти непременно означает расторможение вле­чений, но не всегда. Вот пример. Скуповатый пациент, который про­играл небольшую сумму, заглянув в состоянии гипомании в игорный дом, сделался его завсегдатаем. Особенного азарта, радости от игры он не испытывал, ему хотелось лишь искоренить обиду за «несправедли­вость» всё возраставших проигрышей. Формально он всегда понимал мизерность шансов отыграться, но вопреки этому всё-таки надеялся на удачу. Чтобы иметь больше денег на игру, он активно подрабаты­вал (работоспособность в этот период была повышенной), текущие заработки проигрывал, сохраняя, однако, прежние накопления. Через полтора года наступила полугодичная ремиссия в аффективном состо­янии, и пациент начал более трезво относиться к возможности отыг­раться (снова вернулся к игре уже только при рецидиве гипомании). Поскольку влечение к азарту отсутствовало, такое поведение следует расценивать как псевдолудиоманическое. Оно было обусловлено про­явившейся в рамках гипомании некритичностью (переоценкой своих шансов на удачу).

Таким образом, одно и то же понятие (не относящееся к безуслов­ным психопатологическим категориям) в зависимости от контекста может быть ложным, условным, искажённым или неоднозначным. Так, «патологическое» фантазирование ставит вопрос, что именно является патологичным. Не относить же к патологии богатство воображения. Патологией может быть выявляемая при нём некритичность (случай искажённого понятия). Содержание фантазий различается, в том чис­ле отражает детские страхи (например, когда в темноте с наглядностью представляют устрашающие образы чудовищ), но патологией в таких случаях является страх, а не фантазирование. Наличие ещё одного искажённого варианта категории «патологического фантазирования» означает, что это неоднозначное понятие. Выделяется гиперкомпенсаторный вариант «патологического» фантазирования, которое облегча­ет психологическую переработку психотравмирующей ситуации. Здесь необходимо, в первую очередь, дифференцировать реакцию на психо­травму — адекватную и чрезмерную (патологическую). В зависимос­ти от этого и следует оценивать компенсаторное фантазирование как нормальное (ложная категория) или условно-патологическое. Ком­пенсаторную роль фантазирование может играть и при аутохтонных психических нарушениях (также условно-патологическая категория). Неопределённо понятие «бредоподобное» фантазирование (ещё один вариант «патологического» фантазирования). Одни авторы счита­ют, что, в отличие от бреда, оно не стойко, другие — что, в отличие от сверхценностей, «бредоподобное» фантазирование стойко и не под­даётся коррекции. Такой дифференциальный критерий неудачен, пос­кольку активное бредообразование, как и любой другой симптом фун­кционального расстройства, может возникать транзиторно, например на несколько часов. Если фантазирование не бредовое, то оно начина­ется с влечения к фантазированию как к игре, увлечённость которой приводит к временной утрате критики (эмоциональная некритичность, как и при псевдологии, не исключает одновременного наличия когни­тивной некритичности). При невозможности вынести диагностическое заключение (из-за недостаточности самоотчёта, например) предпоч­тительнее оценивать случай как дифференциально-диагностический, поскольку рубрика «бредоподобность» создаёт лишь видимость ясности и не стимулирует попытки последующей точной диагностики. Если во­ображению ребёнка свойственна яркая наглядность, то сложнее бывает дифференцировать фантазирование и галлюцинирование. Диагности­ческая неясность способна порождать сомнительную терминологию. Е.А. Попов предлагал такие неясные случаи называть галлюцинои- дами, хотя и до него, и после были и иные трактовки этого термина. Полной внятности не внёс и М. И. Рыбальский, для которого галлю- циноиды — «переходный» вариант между истинными и псевдогаллю­цинациями, хотя такие варианты, как отмечено выше, весьма разно­образны. Наряду с «переходным» вариантом он отнёс к этому понятию так называемые незавершённые галлюцинации, например «невнятные голоса», которые, разумеется, вполне могут быть или истинными, или псевдогаллюцинациями.