Общая недостаточность эмоций должна устанавливаться в тех случаях, когда сглажены различные эмоциональные реакции (что подтверждается невыразительностью мимики и немодулированностью голоса во время расспроса, а также анамнестическими сведениями о бесстрастном восприятии значимых событий), а эмоциональные отношения близки к равнодушию: влечения слабы, собственное положение в (микро)социуме и порядок вещей в окружающей жизни не вызывают (в зависимости от конкретной ситуации) ни удовольствия, ни досады.
Варианты парциальной недостаточности эмоций разнообразны. На фоне в целом сохранной эмоциональности обнаруживается непонятное равнодушие по отношению только к какому-то одному кругу лиц, например к близким родственникам или, наоборот, к одноклассникам либо сослуживцам, с которыми больной проводит много времени.
В других случаях обращает на себя внимание отсутствие непосредственных, живых эмоциональных реакций на радостные и неприятные события, несмотря на сохранность достаточно тёплых привязанностей. Так, добрая и отзывчивая девушка, которая отличается эмоциональной впечатлительностью (живо представляет себе, насколько болезненны уколы, поэтому «не понимает», как мать работает медсестрой), по существу эмоционально не реагирует на развод родителей, хотя рационально считает, что в результате «всем будет только хуже». Другая пациентка, которая любит общаться и обнаруживает живые реакции, с некоторым удивлением вспоминает, что в школе ей плохо давались сочинения, которые получались «холодными». Иногда можно отметить непонятную примирённость с неблагополучными обстоятельствами, отсутствие желания активно противостоять им (резиньяцию), что больные могут объяснять своим «философским» взглядом на жизнь.
Следует иметь в виду сложность квалификации парциальной недостаточности влечений. С уверенностью о ней можно говорить только при фактическом отсутствии или крайне слабой выраженности каких- то из них. Например, полное отсутствие азарта или агрессивности, «охоты к перемене мест» или, наоборот, привязанности к дому и пр. Установление разной интенсивности влечений — недостаточное основание для констатации эмоциональной бедности (например, если горячая привязанность к родственникам, сильное корпоративное чувство сочетаются с легко сдерживаемыми и непродолжительными влюблён- ностями). Это вытекает из упоминавшегося выше положения о биологической целесообразности неравномерной интенсивности влечений.
На фоне общей редуцированности эмоций какие-то из них могут быть особенно дефицитарны, т. е. речь тогда идёт о смешанном варианте эмоциональной редукции. (Анализ эмоциональной недостаточности, в частности зависимость реакций и отношений от общего аффективного фона, представлен также при характеристике шизоидов — см. ниже.)
Дефицитарность в когнитивной и эмоциональной сферах может сказываться на психологическом развитии уже в раннем детском возрасте. Так, 3-летняя девочка хорошо различает дни недели, а понятия «вчера» и «завтра» для неё однозначны любому времени в прошлом или будущем. Ещё в дошкольном возрасте весьма наглядным может быть контраст между вербальными и арифметическими способностями. Например, одни дети привлекают к себе внимание не по годам бойкой речью, хотя навыки счёта осваиваются ими посредственно, а неказистые на язык обнаруживают одарённость при конструировании или абстрагировании. О недостаточности эмоций уже в младенческом возрасте судят по неразвёрнутости или задержке формирования комплекса оживления, отсутствию реакции на дискомфорт. Наиболее известное проявление дефицита эмоций в раннем возрасте — детский аутизм, в основе которого лежит снижение эмоциональной потребности во взаимодействии и, соответственно, неразвитость навыков общения с окружающими. Речь — средство общения и формируется с задержкой, если эмоциональный стимул к нему недостаточен.
Сводная оценка транстипологических личностных аномалий в целом позволяет с немалой долей условности выделять их диффузно-дефицитарный тип, при котором недостаточность интеллектуальной и (или) эмоциональной сферы проявляется сравнительно равномерно, и диссоциированный (парциалъно-дефицитарный) тип, при котором избирательность неполноценности внутри интеллектуальной и эмоциональной сфер выражена значительно.
Как отмечалось выше, нарушения психической деятельности могут приводить к функциональным неврологическим расстройствам. Соответственно, и конституциональные аномалии психики при диатезе могут сочетаться с отклонениями в моторно-мимическом и вегетативном функционировании, которое контролируется нервной системой. Уже раннее развитие ребёнка с психопатологическим диатезом бывает отмечено дефицитом моторики (разными вариантами задержки её развития в целом или по отдельным компонентам и сбоя в двигательном развитии, когда какие-то его этапы совмещаются), а также вегетативными нарушениями (например, упорными срыгиваниями после кормления). Характерный вариант недоразвития в двигательной сфере — синдром неуклюжего ребенка. В зрелом возрасте дисбаланс психического и моторно-мимического функционирования может усиливать впечатление диссоциированности и проявляться весьма наглядно: монотонная гипомимичность и интонационное однообразие пациентов при беседе с ними не согласуются с их субъективно ощущаемыми эмоциями (обычно волнением). При этом диссоциация может проявляться и внутри моторно-мимической сферы: заявления таких больных о волнении часто объективно подтверждаются тем, что они нервно теребят руки, напряжённо сжимают пальцы, краснеют. Врождённый парциальный эмоциональный и соответствующий ему моторно-мимический дефицит, видимо, сказываются на представляющихся парадоксальными поведенческих особенностях некоторых больных, когда выявляетсянесоответствие между их поступками или образом жизни, с одной стороны, и «характерологическими чертами», с другой. Так, иногда можно удивляться, как удаётся робким и застенчивым натурам (что подтверждается и некоторыми их поведенческими особенностями) в определённых ситуациях выказывать несвойственную им твёрдость, уверенность. Так, застенчивая дама, которая имеет обыкновение приходить в гости специально раньше других, чтобы опозданием не привлекать к себе внимания, на своём рабочем месте автодиспетчера постоянно находится в обстановке грубости и напористых требований, которые она вынуждена решительно пресекать или игнорировать.