Иллюзии. Переходя к изучению этих нарушений восприятия, отметим, что данное слово имеет два значения. Во-первых, это — искаженное восприятие дейс­твительности (предметов, явлений, объектов действительности). Во-вторых, не­сбыточная надежда, мечта. Матери взрослеющих дочерей частенько употребляют выражение: «Не строй иллюзий в отношении своего Петра (Вани, Миши)...». Они понимают под этим словом искаженное восприятие личности будущего зятя. Нас интересует прежде всего психопатологическое значение данного термина, но, кроме болезненных иллюзий, существуют иллюзии у совершенно здоровых людей.

Ты смотришь на солнце, встающее на востоке или заходящее на западе, и ви­дишь огромный красный шар. Ты любуешься радугой в грозу. Тебе посчастливи­лось побывать на севере и воочию увидеть северное сияние. Все это — примеры иллюзорного восприятия внешнего мира, так называемые физические иллюзии. Сюда же относится «знаменитая» ложка в стакане воды, воспринимающаяся как сломанная. Иллюзии, возникающие из-за особенностей деятельности органов чувств и восприятия, называют физиологическими иллюзиями. Между прочим, что­бы их изучить, можно не книжки читать, а сходить в цирк. Все иллюзионисты мира, когда они распиливают молодую девушку пополам, показывают, как со­единяются разорванные листы газеты, из рукавов вылетают голуби, изо рта выле­зают яйца, все они пользуются закономерностями иллюзорного восприятия дей­ствительности, специально воссоздаваемыми искусством артиста-иллюзиониста.

Мы убедились в том, что по части иллюзий обладаем достаточно большим опытом, не будучи душевнобольными. А что же появляется нового при психичес­ких заболеваниях? Включается механизм участия сознания, которое мы выделяли в определении восприятия. Именно на этапе синтеза ощущений, образования единого образа восприятия в сознании и включаются патологические механизмы поврежденной психики. Самые понятные и простые иллюзии — аффектогенные, образующиеся в результате давления на сознание аффекта страха, тревоги, тоски. Вспомним себя маленькими детьми лет 5—6. Тебя оставили одного в доме. Вече­реет. Свет горит в твоей комнате. В коридоре сумрачно. На вешалках висят паль­то, куртки, плащи. Страшно одному дома. Вглядываясь в темноту коридора, тебе кажется, что в углу кто-то притаился. Образ врага меняется, как меняется окру­жающая нас жизнь. Сто лет назад это могли быть сказочные лешие, Кощеи, до­мовые. Полвека назад — фашисты, сегодня - роботы, угловатые и уродливые дис­неевские герои. Ты боишься зажечь свет, но, если преодолеешь страх и щелкнешь выключателем, свет рассеет любые иллюзии. Такие иллюзии могут быть не толь­ко зрительными. Больной, испытывающий страх преследования киллеров ма­фии, может услышать искаженную речь мужчин, стоящих на автобусной останов­ке и обсуждающих план убийства пациента, — это вербальные иллюзии. Полити­ческий деятель, уже однажды отравленный, испытывающий страх перед каждым публичным приемом пищи, может ощутить горький или любой другой необыч­ный вкус подаваемого блюда — это вкусовая иллюзия. Пожилой человек, с колостомой и калоприемником, испытывающий постоянные опасения стать источни­ком неприятного запаха, может ощутить фекальный запах от собственной

одежды, когда его в действительности нет, а одежда пахнет смесью нафталина и одеколона, и это обонятельная иллюзия.

Парейдолии, или фантастические иллюзии, чаще возникают на фоне какого- либо психического заболевания. Это может быть начальная стадия алкогольного делирия (белая горячка), органический психоз или начальная стадия эндогенного процесса. Один из удивительно точных художественных образов парейдолий соз­дал А.П. Чехов в рассказе «Черный монах»:

«Коврин остановился в изумлении. На горизонте, точно вихрь или смерч, поднимался от земли до неба высокий черный столб. Контуры у него были неясны, но в первое же мгно­вение можно было понять, что он не стоял на месте, а двигался с страшною быстротой, двигался именно сюда, прямо на Коврина... Монах в черной одежде, с седою головой и чер­ными бровями, скрестив на груди руки, пронесся мимо...» [70].

Итак, в узорах ковров, обоев, каком-либо реальном физическом явлении больной искаженно видит фантастические или сказочные образы. Больной вгля­дывается в них и тут же начинает видеть фантастических животных, насекомых, чертей, силуэты и лица врагов или какой-то нечисти.

Несколько лет назад в женском отделении лечилась больная, у которой за год до того была удалена доброкачественная опухоль мозга. Из-за оставшегося рубца в мозговой тка­ни время от времени у нее возникали психотические состояния, при которых она в узорах собственного домашнего ковра видела страшную фантастическую рожу какого-то чудо­вища с пылающим высунутым языком. Это зрелище было настолько страшным, что боль­ная попыталась однажды вырезать дыру в ковре по контуру имеющегося узора. Сын вос­противился этому, и женщина чуть не убила его ножом, о чем вскоре с плачем и сожале­нием поведала врачам.