Висцеральные галлюцинации (энтеро- и интероцептивные, соматические, телесные и т.д.). У этого вида галлюцинаторных феноменов много названий. Чаще они встречаются в виде псевдогаллюцинаций. Висцеральные галлюцинации - это ощущение наличия во внутренних органах человека посторонних предметов, чаще живых существ: змей, лягушек, тараканов, крыс, червей, гвоздей, шарикоподшипников, радиопередатчиков, микрофонов и т.д. С висцеральной галлюцинацией связана попытка психиатров разубедить больную с вторичным чувственным галлюцинаторным бредом. Эта знаменитая акция была осуществлена в тридцатые годы прошлого столетия.
Больной, утверждавшей, что в ее желудке живет змея, сделали имитацию оперативного вмешательства. После проведенной под наркозом лапаротомии, ей показали якобы извлеченную из ее желудка змею. Успокоение длилось пару дней. Затем больная стала говорить, что змею удалили, но змееныши остались, и она их чувствует.
У Маньяна мы находим один из самых блестящих примеров висцеральной псевдогаллюцинации:
«Один виденный нами несколько лет назад больной говорил, что его «темпорализова- ли»: его невеста будто бы проскочила в его тело через отверстие в височной (темпоральной) области и все ее органы наложились на его собственные: глаз к глазу, ухо к уху, пупок к пупку. Так как он находился в мужском отделении, двойственность его персоны, состоящей одновременно из мужчины и девушки, ставила его в самое затруднительное положение. Когда он вставал или ложился спать, то со стыдливостью юной девицы спешил натянуть на себя рубашку или поскорее лечь; днем же постоянно скрещивал ноги, охраняя, таким образом, свою девственность» [47].
Гаптические галлюцинации — разновидность тактильных галлюцинаций - ощущение давления на поверхность кожи, охватывания, резкого прикосновения.
Много лет назад в женском отделении лечилась больная с истерическим психозом. Кроме истинных психогенных зрительных галлюцинаций, у нее отмечались гаптические галлюцинации как часть комплексных галлюцинаций. Каждую ночь при рассеянном свете ночника она видела большого зеленого Вия, хватавшего ее за руки, за ноги. Вий «лапал» ее своими мохнатыми конечностями, при этом, как говорила больная, «все норовил ухватить за грудь или ягодицу».
Гипнагогические и гипнопомпические галлюцинации - зрительные и слуховые галлюцинации, возникающие при засыпании и просыпании, в промежуточном состоянии между сном и бодрствованием. На мгновенье отвлечемся от нарушений восприятия и вспомним из курса физиологии, что сон, как и бодрствование, не наступает мгновенно. Есть некая промежуточная фаза неполностью ясного сознания, мозговым структурам требуется время, чтобы переключить тумблер сознания: включено/отключено. Вот в это время и могут возникать галлюцинаторные переживания, которые пациент, несмотря на неполную ясность сознания, все же оценивает не как сновидения, а именно как галлюцинации.
Пожилой мужчина с алкогольной энцефалопатией (деменция, связанная с употреблением алкоголя) в состоянии очередной абстиненции при засыпании с закрытыми глазами видит три гроба с находящимися в них родственниками. Он открывает глаза, ничего необнаруживает, но считает, что три гроба он действительно видел, бежит к жене и спрашивает, куда они делись.
Галлюцинации императивные — вербальные (словесные) галлюцинации, приказывающие совершать те или иные действия. Очень частый вид галлюцинаторных переживаний.
Больная эпилептическим психозом, тщедушная женщина с культей в нижней трети предплечья справа и культей в области первых фаланг левой руки, будучи в церкви на молитве, услышала, как муха, севшая ей на кончик носа, повелительным голосом приказала ей: «Стоящая перед тобой старуха — дьявол! Немедленно убей ее, иначе она, дьявол, уничтожит весь мир, погибнут все люди». Муха повторила это приказание несколько раз, после чего наша больная вышла на двор церкви, схватила лежавшее на улице кайло и убила старушку одним ударом кайла.
Каким образом она с двумя культями удерживала в них кайло, до сих пор является тайной.
Галлюцинации комментирующие — вербальные галлюцинации, при которых слышимые больным голоса обсуждают его поступки, действия, мысли, высказывающие свои суждения, одобряющие или осуждающие больного и его действия. Встречаются очень часто.
Больной острым алкогольным галлюцинозом слышит «голоса» своих врагов, которые утром носят комментирующий характер. Они обсуждают между собой, как он собирается на работу — правильно или нет, принимает пишу, посмеиваются над его нищей одеждой. К вечеру характер голосов меняется, и наряду с комментариями действий больного он начинает слышать угрозы в свой адрес: «Нужно разобраться с этим нищим алкоголиком и извращенцем...»
Галлюцинации микропгические — лилипутовые. Восприятие несуществующих в действительности микроскопических предметов, явлений или живых существ. Созданные фантазией Д. Свифта «Путешествия Гулливера» иллюстрируют такие галлюцинации. Красочно описывает писатель страну Лилипутию, в которой он движением руки передвигал десятки микроскопических кораблей с тысячами лилипутов.
Галлюцинации макроптические, наоборот, - восприятие несуществующих в действительности гигантских предметов, явлений или живых существ. Во второй книге Д. Свифт описывал, как Гулливер существовал в окружении гигантского размера людей, каждая нога которых казалась ему огромными столбом. Он ощущал себя букашкой в окружении этих людей.
Галлюцинации музыкальные. Это когда больные слышат своими ушами (если это истинные галлюцинации) музыкальные звуки — мотивы различных песен, звуки разных музыкальных инструментов, аккорды, отдельные отрывки мелодий.
Пожилой пациент, страдавший сосудистым психозом, проработавший многие годы учителем средней школы, имевший безупречную репутацию истинного коммуниста, несколько раз в день останавливался в коридоре, палате, столовой, туалете (в любом месте), застывал по стойке «смирно» и шевелил губами нечто беззвучное. На вопрос врача, что происходит с ним в эти минуты, больной сообщил, что слышит несколько раз в день весьма отчетливо и громко гимн Советского Союза, звуки которого заставляют его отдавать честь главному символу государства.