В конце шестидесятых годов прошлого века, когда студенты и интерны изучали психиатрию, такого раздела, что называется, они «не проходили». Многим оте­чественным психиатрам основательно пришлось познакомиться с феноменами, касающимися патологии восприятия времени и пространства, уже после 1997 г., т.е. после выхода в свет «Общей психопатологии» К. Ясперса на русском языке. Вообще же категории времени и пространства — одни из основных в построении любой философской системы, в разговоре о мире и своем месте в нем. И. Кант считал, что взгляд на время и пространство как на самобытные реальности вне нас является наивным и принадлежит к области баснословия. Великий Кант до­казал, что самый элементарный опыт человека мыслим только при различении моментов и мест, т.е. предполагает время и пространство, которые, таким обра­зом, являются условиями всякого опыта и потому не могут быть продуктами ни­какого опыта, они являются априорно существующими понятиями, категория­ми, присущими изначально нашему уму и формообразующими координацию чувственных данных [33]. Переходя от Канта к Ясперсу, мы узнаем, что и прост­ранство, и время представляют «разъединенное бытие сущего: пространство — это бытие «друг с другом», тогда как время — бытие «друг после друга». Далее Ясперс пишет, что все мы «осуществляем свою судьбу в пространстве и времени так, что обе эти категории обретают для нас свою сущность в рамках всеобъемлющего нас­тоящего; и все же, как пространство, так и время представляют собой лишь внеш­ний покров событий, все значение которого проистекает из нашей осознанной пози­ции по отношению к этим категориям».

Ясперс в этих словах в несколько иной форме продолжает философский раз­говор о трансцендентальном факте сознания, данности мира нам через сознание и не иначе. Он говорит, что хотя категории и пространства, и времени априорно присущи сознанию, отражают объективно существующие формы существования предметов и явлений мира, каждый из нас преломляет суть и значение этих кате­горий через свое собственное личное сознание, чем и объясняется возможность и даже обязательность возникновения патологических изменений восприятия и пространства, и времени. Ясперс утверждает, что каждый из нас переживает пространство «во-первых, с точки зрения субъективной ориентации — т.е. центра своего тела в таких понятиях, как правое — левое, верхнее — нижнее, дальнее — ближнее». Во-вторых, он предлагает различать объективное трехмерное

пространство - оно всегда с нами, в качестве пространства непосредственной ориентации. В-третьих, существует пространство в теоретическом смысле, вклю­чая неевклидовое пространство математики (Б. Римана, Н.И. Лобачевского — как четырехмерное пространство). При изучении времени также будем различать пе­реживаемое время — субъективно ощущаемое моим сознанием течение времени, объективное время - которое измеряется часовыми механизмами и не всегда сов­падает с нашим «личным временем». Имеется хронологическое время — время истории, в том числе и человеческой истории, истории космоса, вселенной и вре­мя как конкретность и историчность человеческого существования.

К патологическим изменениям восприятия пространства Ясперс относит то, что позже стало именоваться психосенсорными нарушениями, и, что мы уже зна­ем, — микро- и макропсии. Затем он выделяет нарушение переживания бесконеч­ного пространства. Он приводит пример: «Больной шизофренией сообщает: «Я все еще видел комнату. Пространство казалось вытянутым и уходящим в бесконеч­ность, совершенно пустым. Я чувствовал себя потерянным, заброшенным в бесконеч­ном пространстве». К. Ясперс и О. Бинсвангер говорят об эмоционально окра­шенном пространстве: «Пространство может быть как бы одушевленно — подобно тому, как может существовать угрожающая или благоприятствующая действи­тельность». Больной говорит: «...Явижу под бледно-голубым вечерним небом второе, черное небо, внушающее ужас своим величием...» [79].

Осознание течения времени в данный момент К. Ясперс разделяет на нес­колько отдельных видов переживаний При этом он начинает разговор о течении времени с переживаний психически здоровых людей, которые свойственны всем нам. На самом деле каждый из нас в минуты вдохновенья, интересного занятия, чтения захватывающего романа, замечательного путешествия субъективно чувст­вовал, что время течет быстро, проносится подчас молниеносно. И наоборот, в минуты тягостного ожидания либо переживания драматического, горестного события мы испытываем ощущение замедления течения времени. Вспомним, как томительно тянутся минуты и часы в зале ожидания аэропорта при задержке рей­са по погодным условиям. А вот в памяти возникло воспоминание о юности, о первых свиданиях с любимым молодым человеком. Как быстро пролетели ми­нуты и часы. Как много вы не успели сказать друг другу. Что из того, что и в пер­вом, и во втором случае стрелки часов двигались с одинаковой скоростью. Ско­рость движения ваших собственных душевных переживаний была различной, и именно эта скорость является для вас значимой, именно она остается в памяти о прожитой жизни, а не движение стрелок часов. Быстро пролетает короткое се­верное лето, томительно долго тянется зима, хотя Земля вращается вокруг своей оси и солнца с одинаковой скоростью. Но внутри нашего сердца установлены не хронометры и песочные часы, а личное, субъективно ощущаемое время, время на­дежд, потерь, любви или горя. Мы так подробно рассказываем об этом не только потому, что раньше это не было предметом изучения в отечественной общей пси­хопатологии, но еще и потому, что переживание скорости течения времени есть, кроме всего прочего, показатель общего эмоционального состояния человека.