Ускорение или замедление хода времени. Ясперс приводит случай, когда при мескалиновом отравлении больной испытывает ощущение, что непосредственное будущее хаотически рвется вперед. При обходах депрессивных больных в течение многих лет мы слышали от них жалобы на медленное, крайне медленное и почти ос­тановившееся время.

Утраченное осознание времени. Ясперс пишет, что пока в человеке сохраняет­ся хотя бы минимум сознания, ощущение времени не может быть утрачено пол­ностью, оно может быть сведено к минимуму. Утрата активности сопровождается потерей осознания хода времени. Как поясняет Берингер, это жизнь, сосредото­ченная в данном мгновении, без прошлого и будущего.

Утрата реальности переживания времени. С исчезновением чувства времени исчезает настоящее, а вместе с ним и действительность. Больные психастенией или депрессией описывают свои переживания: «Кажется, что одно и то же мгно­вение установилось навечно; это похоже на вневременную пустоту». Другая боль­ная с депрессией говорит: «Мне кажется, что январь и февраль минули как какой- то «кусок» пустоты, совершенного Ничто; мне не верится, что они вообще были».

Переживание остановившегося времени. Вспомните, у Гёте Фауст восклицает во второй части, перед тем как окончательно отдать душу Мефистофелю (дьяво­лу): «Мгновение! О как прекрасно ты, повремени!» Больная в примере К. Ясперса говорит: «Я внезапно ощутила нечто странное: мои руки и ноги словно разбухли. Го­лову пронзила страшная боль, и время остановилось. ...Потом время вновь потекло, как обычно, но остановившееся время продолжало стоять как ворота».

Осознание только что завершившегося промежутка времени. Речь, наверное, идет не о совсем обычных переживаниях только что закончившегося временного промежутка. «.Известны сообщения о потрясающем богатстве переживаний, скон­центрированном в считанных секундах, — например, в момент аварии или во сне. Больные психастенией и шизофренией сообщают об экстатических переживаниях, длящихся на самом деле считанные минуты, но оставляющих впечатление вечных. В эпилептической ауре секунда переживается как бесконечность или вечность» (Ф.М. Достоевский).
 Осознание настоящего в соотношении с прошлым и будущим.

«Уже виденное» (deja vu), «никогда не виденное» (jamais vu). Ясперс относит эти психические расстройства именно к нарушениям восприятия времени. Вот пример широко известного переживания. Человек, впервые попавший в какое-либо место пространства, ситуацию, здание, помещение, вдруг испытывает ощущение, что все переживаемое сейчас он уже видел, испытывал когда-то в прошлом. Соответствен­но обратное состояние - все, что уже объективно должно быть знакомо человеку, предстает перед ним как бы впервые, незнакомо, непонятно, ново.

Прерывность времени. Ясперс описывает случай, когда больной шизофренией сообщал, что он упал с неба между двумя соседними моментами времени, что время кажется ему пустым, что ощущение времени утрачено.

Сжатие прошлого. Одному больному, которого лечил Боуман, казалось, что прошедшие 29 лет жизни длились на самом деле четыре года.

Осознание будущего. Больные с депрессиями нередко говорят, что у них нет будущего, что они испытывают опустошенность: «Мне кажется, что все вот-вот остановится и завтра уже ничего не будет», — так описывал переживания больной К. Ясперс.

Шизофреническое переживание остановившегося времени, времени, «втекаю­щего» в другое время, и обрушившегося времени:

«Я испытывал страшное предчувствие, что меня могут затащить в прошлое... Игра со временем была такой жуткой...Казалось, что забрезжило какое-то чуждое время»....

«Настоящего больше нет, есть только ссылки на прошлое. Будущее уменьшается в разме­рах, сморщивается; прошлое так назойливо, оно окутывает меня, оно тянет меня на­зад».... «Иногда, когда они бегают взад и вперед по саду и ветер сдувает листья, я тоже хочу побежать, чтобы время вновь двинулось вперед, но останавливаюсь, как вкопанная... Время стоит... Человек трепещет между прошлым и будущим...Это мучительное, тоск­ливое, бесконечное время».

У Сальвадора Дали есть две знаменитых картины: «Постоянство памяти» и «Распад постоянства памяти», на которых изображены так называемые «мягкие часы» (так их окрестили критики). В них один из самых ярких, талантливых и не­обычных художников визуально изобразил изменение восприятия времени и пространства в виде мягко изгибающихся часов и распадающееся на отдельные фрагменты пространство.

Мы закончили рассказывать о нарушениях восприятия времени, которые описал К. Ясперс. В последние годы нам с коллегами удалось увидеть в собствен­ной практике два феномена нарушения восприятия времени.

Пять лет назад, наблюдая больную с истерическим помрачением сознания (ганзеровским синдромом), мы обнаружили у нее необычный феномен — сдвиг ситуации в прошлое. Она, будучи в состоянии истерически суженного сознания, ощу­щала себя девушкой 17лет (т.е. время в ее сознании сдвинулось на 20лет назад). Она видела, как отъезжает на мотоцикле ее первый возлюбленный с другой девушкой, ос­тавляя ее одну на выпускном вечере в школе. Как потом выяснилось, это было са­мым сильным потрясением юности.

В 4-м номере НПЖ за 2003 г. опубликована статья автора, в которой описы­вается клинический случай, который был назван «феномен инобытия». В ней, в числе прочих переживаний молодого человека, описывается им самим феномен иного (инакого) времени.

Молодой человек время воспринимал иначе и говорил нам, врачам: «Вы не поймете меня. У вас в мае 31 день, а у меня 32, вы считаете, что я прожил столько-то лет, а я чувствую, что прожил иное количество лет и мой возраст сейчас иной.

Вот отрывок из той статьи:

«Говорит, что время и возраст - понятия разные для него и врачей. При этом спра­шивает, сколько лет сидящей девушке. Усмехнувшись, что ей может быть и пятьдесят, тут же говорит, что это не имеет значения, так как время для этой девушки и в его мире течет по-разному. Заявляет, что его старшему сыну может быть четырнадцать лет, а может быть и двадцать восемь. Спрашивает у сидящего врача: «Увас двенадцать месяцев, вы согласны с тем, что есть еще тринадцатый?» При отрицательном ответе еще раз констатирует, что время в его мире и мире врачей течет по-разному».

Ну что ж, нам осталось расставить акценты, каким же образом воспринима­ются и оцениваются сознанием врача-психиатра (психопатолога по Ясперсу) те нарушения, которые испытывают больные. Все они являются субъективными на­рушениями психической жизни человека, т.е. врач-психопатолог лишен возмож­ности непосредственного познания этих нарушений своими органами чувств и своим собственным «Я». В то же время у некоторых из этих расстройств, с точки зрения феноменологии Ясперса, могут быть и объективные проявления. Так, например, при галлюцинировании пациент может затыкать руки ушами, защищаясь от «плохих голосов», прищуривать глаза, наморщивать лоб, отворачиваться от страшных видений, затыкать нос, испытывая неприятные запахи. Все это будут объективные, регистрируемые органами чувств и сознанием врача-психиатра не­посредственно проявления больной душевной жизни наших пациентов. Значит, сделаем вывод: частично мы сможем опознать феномены по объективно обнару­живаемым признакам, когда это касается галлюцинаций или иллюзий. Но в боль­шей своей части мы будем судить о характере переживаний по рассказу самих больных, изложенному либо устно, в ответах на вопросы врача, либо письменно, как, например, это осуществил В.Х. Кандинский. Из ответов больных и описа­ний мы сможем судить в основном о содержании галлюцинаций, иллюзий и иных нарушений восприятия. Подавляющая часть больных ничего не сможет нам рас­сказать о том, как эти переживания воспринимаются больными, как они чувству­ются. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обладать определенной куль­турой и знанием, что и явил нам наш замечательный соотечественник. Но неко­торые из описанных в первой беседе переживаний вообще не имеют никаких объективно регистрируемых проявлений — например, переживания, связанные с иным восприятием времени или пространства. Как почувствовать, что испыты­вает пациент, ощущая изменение течения времени? Часть описанных феноменов в элементарном виде испытываем мы все, и в пределах этих переживаний мы мо­жем в какой-то степени транспонировать (переносить) переживания пациента в свой собственный душевный мир. Так, довольно легко мы можем вчувствовать­ся в переживания или транспонировать ускорение или замедление течения вре­мени, испытываемые больными при депрессиях или гипоманиях, пытаясь восс­тановить в памяти свои собственные ощущения, частично уже пережитые нами в различных жизненных ситуациях радости или беды. С таких маленьких упраж­нений и начинается освоение практики феноменологической культуры врача- психиатра.