Из всех многочисленных нарушений мышления нам осталось освоить, пожалуй, одно из самых сложных и важных — три вида бессвязности мышления. Что внушает уверенность при изучении этих нарушений? Бессвязность мышления обязательно сопровождается точно такой же бессвязностью речи. По сути дела они идентичны, а речь, высказываемая больным, уже переводит субъективное расстройство душев­ной деятельности, каковым является любое нарушение мышления, в проявления объективных нарушений психики, ибо речь другого человека воспринимается пси­хопатологом непосредственно, собственными органами чувств и собственным соз­нанием. Любой вид бессвязности, говоря юридическим языком, мы можем зафик­сировать, объективизировать в виде вещественной улики хулиганствующего мышле­ния, записав довольно просто речь пациента на магнитофон или видео.

Вернемся на короткое время к философским построениям Э. Гуссерля. Наше сознание состоит из непрерывного потока интенций - актов сознания, направ­ленных на какие-то явления окружающего и внутреннего мира. Очень часто та­ким актами сознания являются мысли. Ведь мысль, размышление, суждение — это одно из основных проявлений бодрствующего сознания. У потока различных интенций существуют определенная последовательность, связность и руководя­щее целевое начало. Интенции не прыгают в разные стороны, они, как вагоны в общей сцепке поезда, следуют одна задругой. Хотя Гуссерль разрабатывал уче­ние об интенциональности применительно к трансцендентальному сознанию, но и при естественной установке сознания интенциональность, т.е. направленность сознания, сохраняется.

Итак, апрозектическая (маниакальная) бессвязность. Этот вид бессвязности возникает от совместного действия двух разных психических феноменов на тече­ние ассоциативного процесса. Ускоряется течение ассоциаций и нарушается функция внимания (апрозексия). При отклоняемости внимания мышление, лишенное руководящего начала, учитывая ускорение и наплыв представлений, мыслей и идей, продуцирует речь, части которой имеют случайный мотив связ­ности - попадание различных предметов в поле зрения, созвучие произносимых слов и предложений и т. д. Представим себе такой искусственный образ. Наше мышление и сознание - это сложная жизнь большого количества воинов, участ­вующих в грандиозной войсковой операции в дремучих лесах. Руководит опера­цией штаб фронта с помощью специальной связи. Войсковые группы (полки, ба­тальоны, роты - это умозаключения, суждения и понятия) действуют слаженно и совместно, если имеются исправная связь, орудия армейского труда и подруч­ные средства для прокладки путей — стволы деревьев, ветки и листья. Штаб отда­ет непрерывные команды, роты и батальоны следуют по указанным маршрутам, рубят лес, укладывают стволы в дороги и мосты через речки и болота. А теперь представим себе, на огромном пространстве в сотни километров вспыхнул лес­ной пожар. И штаб, и войска стараются как можно быстрее вывести людей из леса, команды теряют стройность, штаб разрывается от множества получаемых тревожных сведений, его внимание распыляется, хочется успеть сразу за всеми изменениями ситуации, но не получается. А воины, боясь огня, уже не идут стройными колоннами, а бегут, падая, ломая в буреломе ноги, теряя орудия, часть их сгорает в пламени пожара. Вот так наступает маниакальная бессвязность:

«Доктор, доктор, я хочу поздравить Вас с Днем Победы. Победа — наш общий празд­ник, у меня погибли дед и двое бабушек. Бабки -странный народ, то плачут, то смеются, вечно обижаются на молодых. А ведь у нас, молодых, — вся жизнь впереди, вся жизнь впе­реди, надейся и жди. «Ожиданием своим ты спасла меня», — это из Симонова. Сына Си­монова часто показывают по телевизору, он довольно модный журналист...»

Так выглядит апрозектическая бессвязность. Второй вид бессвязности - асте­ническая (адииамическая). Часто ее именуют аментивной бессвязностью. Это, как го­ворили старые авторы, - первичное расстройство ассоциативного процесса - сла­бость, вялость, выпадение отдельных звеньев. Как правило, у больных помрачено сознание, они не могут правильно подать руку, одеть чулок. Они увидят и скажут, на каких цифрах стоят минутная и часовая стрелки, но не смогут определить время. Смогут перечислить достоинство разных монет, но не смогут сосчитать общую сто­имость имеющихся денег. В штабе, руководящем войсковой операцией, вышел из строя центральный радиопередатчик, разрушилась связь всей группировки войск. Кроме того, пожар (тяжелое инфекционное или соматическое заболевание) унич­тожил большую часть леса. Строительный материал, из которого готовились доро­ги и переправы, исчез. Случилось совпадение — одновременно исчезла связь, раз­рушились пути, создание новых путей стало невозможным. Роты, батальоны, пол­ки мечутся в разные стороны, много воинов гибнет в болотах, части выходят из леса в разных местах, нет единого войска, нет и не может быть единого результата всей операции. Возникает астеническая, аментивная бессвязность:

«Вот это — рука, а это рукав халата. А где другая рука? Нет, не знаю, как одеть, не помню, ногу в рукав? А это какой-то мужик. Волосы, как у отца, туфли, как у отца, кто же это? Не знаю, кто такой. Пальцы мои, пять пальцев, черви, пять червей. Вы доктор? Может продавец? У вас белый халат, я все забыла. Помогите мне, мне плохо, голова болит, сейчас на голову упадет потолок. Вот он падает. Мамочка, помоги, ой, как болит душа».