Из всех многочисленных нарушений мышления нам осталось освоить, пожалуй, одно из самых сложных и важных — три вида бессвязности мышления. Что внушает уверенность при изучении этих нарушений? Бессвязность мышления обязательно сопровождается точно такой же бессвязностью речи. По сути дела они идентичны, а речь, высказываемая больным, уже переводит субъективное расстройство душевной деятельности, каковым является любое нарушение мышления, в проявления объективных нарушений психики, ибо речь другого человека воспринимается психопатологом непосредственно, собственными органами чувств и собственным сознанием. Любой вид бессвязности, говоря юридическим языком, мы можем зафиксировать, объективизировать в виде вещественной улики хулиганствующего мышления, записав довольно просто речь пациента на магнитофон или видео.
Вернемся на короткое время к философским построениям Э. Гуссерля. Наше сознание состоит из непрерывного потока интенций - актов сознания, направленных на какие-то явления окружающего и внутреннего мира. Очень часто таким актами сознания являются мысли. Ведь мысль, размышление, суждение — это одно из основных проявлений бодрствующего сознания. У потока различных интенций существуют определенная последовательность, связность и руководящее целевое начало. Интенции не прыгают в разные стороны, они, как вагоны в общей сцепке поезда, следуют одна задругой. Хотя Гуссерль разрабатывал учение об интенциональности применительно к трансцендентальному сознанию, но и при естественной установке сознания интенциональность, т.е. направленность сознания, сохраняется.
Итак, апрозектическая (маниакальная) бессвязность. Этот вид бессвязности возникает от совместного действия двух разных психических феноменов на течение ассоциативного процесса. Ускоряется течение ассоциаций и нарушается функция внимания (апрозексия). При отклоняемости внимания мышление, лишенное руководящего начала, учитывая ускорение и наплыв представлений, мыслей и идей, продуцирует речь, части которой имеют случайный мотив связности - попадание различных предметов в поле зрения, созвучие произносимых слов и предложений и т. д. Представим себе такой искусственный образ. Наше мышление и сознание - это сложная жизнь большого количества воинов, участвующих в грандиозной войсковой операции в дремучих лесах. Руководит операцией штаб фронта с помощью специальной связи. Войсковые группы (полки, батальоны, роты - это умозаключения, суждения и понятия) действуют слаженно и совместно, если имеются исправная связь, орудия армейского труда и подручные средства для прокладки путей — стволы деревьев, ветки и листья. Штаб отдает непрерывные команды, роты и батальоны следуют по указанным маршрутам, рубят лес, укладывают стволы в дороги и мосты через речки и болота. А теперь представим себе, на огромном пространстве в сотни километров вспыхнул лесной пожар. И штаб, и войска стараются как можно быстрее вывести людей из леса, команды теряют стройность, штаб разрывается от множества получаемых тревожных сведений, его внимание распыляется, хочется успеть сразу за всеми изменениями ситуации, но не получается. А воины, боясь огня, уже не идут стройными колоннами, а бегут, падая, ломая в буреломе ноги, теряя орудия, часть их сгорает в пламени пожара. Вот так наступает маниакальная бессвязность:
«Доктор, доктор, я хочу поздравить Вас с Днем Победы. Победа — наш общий праздник, у меня погибли дед и двое бабушек. Бабки -странный народ, то плачут, то смеются, вечно обижаются на молодых. А ведь у нас, молодых, — вся жизнь впереди, вся жизнь впереди, надейся и жди. «Ожиданием своим ты спасла меня», — это из Симонова. Сына Симонова часто показывают по телевизору, он довольно модный журналист...»
Так выглядит апрозектическая бессвязность. Второй вид бессвязности - астеническая (адииамическая). Часто ее именуют аментивной бессвязностью. Это, как говорили старые авторы, - первичное расстройство ассоциативного процесса - слабость, вялость, выпадение отдельных звеньев. Как правило, у больных помрачено сознание, они не могут правильно подать руку, одеть чулок. Они увидят и скажут, на каких цифрах стоят минутная и часовая стрелки, но не смогут определить время. Смогут перечислить достоинство разных монет, но не смогут сосчитать общую стоимость имеющихся денег. В штабе, руководящем войсковой операцией, вышел из строя центральный радиопередатчик, разрушилась связь всей группировки войск. Кроме того, пожар (тяжелое инфекционное или соматическое заболевание) уничтожил большую часть леса. Строительный материал, из которого готовились дороги и переправы, исчез. Случилось совпадение — одновременно исчезла связь, разрушились пути, создание новых путей стало невозможным. Роты, батальоны, полки мечутся в разные стороны, много воинов гибнет в болотах, части выходят из леса в разных местах, нет единого войска, нет и не может быть единого результата всей операции. Возникает астеническая, аментивная бессвязность:
«Вот это — рука, а это рукав халата. А где другая рука? Нет, не знаю, как одеть, не помню, ногу в рукав? А это какой-то мужик. Волосы, как у отца, туфли, как у отца, кто же это? Не знаю, кто такой. Пальцы мои, пять пальцев, черви, пять червей. Вы доктор? Может продавец? У вас белый халат, я все забыла. Помогите мне, мне плохо, голова болит, сейчас на голову упадет потолок. Вот он падает. Мамочка, помоги, ой, как болит душа».