Наши больные используют привычные понятия, иногда особые научные термины, искусствоведческие определения, профессиональные выражения для обозначения явления, понятия, предмета, давая этим явлениям, понятиям и предметам свое собственное иносказательное, исключительно индивидуальное определение. Один пациент называет свою жену лошадью. Другой в разговоре называет свои многочисленные татуировки файлами.
Третий пациент долго не мог врачам объяснить смысл сообщения, что его жена ушла к «нижнему ротному». После долгих расспросов удалось перевести этот символ на общезначимые понятия. В его употреблении выражение «нижний ротный» означало именование врача-гинеколога, который лечит «нижний рот». Ученик одиннадцатого класса в рассказе при поступлении в психиатрический стационар несколько раз употребил одно и то же непонятное слово «духосиська». Так он именовал свою учительницу по литературе, которая, по его же словам, постоянно «кормила своих учеников, как мать кормит ребенка, добрыми, вечными ценностями духовной жизни человечества».
Это неологизм, ставший символом конкретного человека, замещающий понятие «учитель». В литературе мы встретимся с понятием аморфное мышление. Имеется в виду грамматически правильно построенная речь, при которой понятие используется не совсем четко, однозначно, аморфно. Оно как бы расползается.
Один наш пациент с парафренным этапом шизофрении, с осколками былого бреда величия и манихейского бреда, высказывал неоднократно идеи греховности и виновности всех женщин на свете, но в своей речи слово «женщина» он употреблял в значительно более широком контексте, расширительно, причисляя к ним все живые особи женского пола — животных, птиц, змей — и объединяя в этом слове все женское начало.
Речь в таком случае чем-то напоминает резонерство, но, как метко заметил А.О. Бухановский, при резонерстве непонятно, «зачем», а при аморфности — «о чем» говорит больной [11].
Особое расстройство мышления, встречающееся при шизофрении, слияние, сгущение, агглютинация понятий, проявляется в том, что сливаются гетерогенные, в обычном мышлении и речи не связываемые друг с другом понятия. Старые авторы приводят пример со словом «шоколадно», когда больной после инсулиношоковой терапии сообщил, что у него после шока все идет на лад. Сюда же можно отнести и новообразования молодежного сленга — «спихотехника» (умение уходить от ответственности), «танкодром» (стоянка такси), «эмансипопка» (эмансипированная женщина).
Один из наших пациентов в начале девяностых годов, в годы парада суверенитетов и активизации преподавания языков коренных национальностей, будучи русским по национальности, именовал себя «шизобашем», сгущенным, аглютинированным понятием, совместившим понятие о заболевании — шизофрении (слова латинского происхождения) и обозначение на татарском языке слова «голова» — «баш».
В клинике позднего возраста врач-психиатр часто сталкивается с нарушением мышления, именуемым персеверация. Под этим нарушением обычно понимается застревание мышления и речи на каком-либо одном представлении, понятии, словесном обороте, предложении.
Так, начав отвечать на вопросы врача об ориентировке во времени, назвав дату - 7мая 2005 г., больной затем на несколько иных вопросов, касающихся уже совершенно других сторон его психики, продолжает повторять одну и ту же фразу - 7 мая 2005 г., 7мая 2005г. и т.д.
Нам хочется рассказать молодому врачу еще об одном нарушении мышления, редко описываемом в учебниках и руководствах, но имеющем очень существенное значение для понимания особенностей мышления больных шизофренией, - нарушении актуализации знаний на основе прошлого опыта. Это нарушение подробно описано в первом мультидисциплинарном исследовании по шизофрении под ред. А.В. Снежневского, вышедшем в 1969 г. Психически здоровые люди при актуализации ранее приобретенных знаний актуализируют, т.е. «вытаскивают» из кладовой памяти, стандартные, часто употребляемые признаки и свойства предметов. Число нестандартных, малозначимых свойств, актуализируемых больными, в три раза больше, чем в группе здоровых лиц. Так, в примере, приводимом в том исследовании, больной объединяет в одну группу карандаш и ботинок по такому свойству — «оба оставляют следы»; часы и река объединяются в одну группу, так как «идут по замкнутому кругу, связаны с бесконечностью» [61].
Один наш пациент с шизотипическим расстройством при рассказе о мюзикле по роману «Собор парижской богоматери» объединил вместе в одну группу Виктора Гюго и Квазимодо, т.е. автора романа и одного из главных героев. Но не по признаку принадлежности их к одному художественному произведению. В пространном рассуждении он сообщил, что оба этих человека подверглись генетическому сдвигу, толчку, мутации, в результате которых в одном случае появилась пассионарная личность — гениальный писатель, в другом случае — генетический урод.
Как следует из экспериментально-психологических и клинических данных, у многих больных шизофренией с наличием нарушения актуализации ранее приобретенных знаний обнаруживается оригинальность, необычность мышления, «лица не общее выражение». В 1863 г. в Милане Цезарь Ломброзо опубликовал первое издание своей книги «Гениальность и помешательство», наверное, самого скандального произведения мировой психиатрической литературы. Исследуя некие общие признаки, свойственные сумасшедшим и гениям, он приводит примеры высказываний разных ученых: «Гоген считает оригинальность именно тем качеством, которое резко отличает гения от таланта. ...Юрген Мейер говорит: «Талантливый человек — это стрелок, попадающий в цель, которая кажется нам трудно достижимой; гений попадает в цель, которой даже и не видно для нас. Оригинальность в натуре гения» [46].
Нетрудно заметить, что моментом, сближающим гения и больного шизофренией, и является оригинальность, нестандартность мышления или, говоря языком психологического исследования, — нарушение актуализации ранее приобретенных знаний. Значит ли это, что все шизофреники — сплошь таланты или гении? Отнюдь нет. Болезнь — это трагедия, это поистине, — «горе от ума». Но историческим фактом является наличие среди талантливых и гениальных людей всех времен и народов определенного процента психически больных людей. В том числе и поэтому никогда нельзя ставить крест на судьбе человека, заболевшего психическим расстройством, болезнь которого может не только сломать его жизнь, но и явиться сопутствующим генетическим феноменом, знаком, отметиной судьбы или бога об избранности.