Конформный бред был описан в 1932 г. В. Байером как похожий по содержанию и форме на систематизированный интерпретативный бред, развивающийся у двух или нескольких совместно живущих и близких друг другу людей. Чем отличался в описании Байера этот вид бреда от индуцированного? Именно тем, что все носители бреда были психически больными. Вместе с тем некий налет психо- генности имеет место быть. Больные, как писал автор, бредовым образом противопоставляли себя всему окружающему миру не как отдельные индивидуальности, а как своеобразная группа. Это было отступление от бреда физического и психического воздействия, а сейчас продолжим разговор об этом виде бреда.
Вот еще один пример сочетания бреда физического и психического воздействия. Пациентка на приеме в школе молодого психиатра в ноябре 2005г. Из истории своей жизни сообщила, что еще в возрасте 21 года к ней приходила какая-то девушка, что-то подкинула и навела порчу (это она поняла через двадцать лет). В возрасте 30 лет начала ощущать колпак, который окружал ее и изолировал от людей, что-то не складывалось в отношениях с людьми. В начале девяностых годов она поступила учиться в университет Махариши, где обучалась ведическим наукам, которые являлись самыми чистыми и совершенными. Обучаясь на 1-м курсе этого университета, вылечила своего брата, болевшего раком IV стадии с метастазами в позвоночник, после чего он прожил еще 11 лет. Десять лет назад познакомилась с экстрасенсом Долгиревым, который стал обучать ее экстрасенсорике, а затем превратился в энергетического вампира.
Психическое состояние на консилиумномразборе: сознание не помрачено, правильно называет себя, знает место своего пребывания, текущую дату. Соглашается на беседу в присутствии нескольких врачей и психологов. На вопросы отвечает спокойно, лишь периодически сопровождая свои ответы энергичной жестикуляцией, являющейся своеобразными пассами и движениями, «изгоняющими», по ее мнению, черную энергию. Сообщает, что экстрасенс Долгирев уже более десяти лет осуществляет энергетический вампиризм по отношению к ней путем высасывания энергии, внедрения ей в голову своих мыслей и своей речи. Долгирев, по ее мнению, использует биополе, телепатию, космическую энергию и через различные чакры на ее теле действует на ее настроение, психику, различные органы тела. Уверена, что он занимается с нею сексом через астральное тело, при этом лежит у себя дома на диване, совершая различные вибрации и движения, а через нижнюю чакру его воздействия передаются на нее, вызывают пульсацию внизу живота, половое возбуждение и оргазм. Через верхнюю, горловую чакру, он передает и внедряет в ее мозг свои мысли, приказы и видения. Ей показывают различные яркие цветные картины — гробы с дырами, львов, которые на каком-то острове охотились на людей. Видела, как какая-то женщина пришла на этот остров, увела людей от львов, и сверху начал струиться свет. Через сердечную чакру Долгирев вызывает у нее чувство влюбленности. Этот же вампир накидывал на нее бесов, а она их сбрасывала. При этом все происходило внутри ее головы. Сообщает, что у нее дома десять кошек и котов, пять белых, пять черных, которые являются противодействием астральным телам и черной магии. Будучи на работе, по ее словам, почувствовала огненную энергию, начала чистить светлый огонь и изгонять все плохое. Начала кричать: «Изыди сатана, изыди, изыди», — чем напугала коллег по работе, и те вызвали «скорую помощь». Неоднократно на протяжении беседы демонстрирует изгнание черной энергии, стряхивая что-то с себя, совершая весьма вычурные и выразительные движения. Закрытие глаз объясняет приказом Долгирева, голос которого сопровождал всю беседу с врачами.
Учитывая обнаруженные при данном осмотре проявления психического расстройства, комиссия приходит к выводу о наличии у больной хронического психического заболевания — шизофрении, приступообразно-прогредиентной, с мягким, медленно-прогредиентным темпом развития параноидной симптоматики, манифестирующей бредовой идеей порчи и колдовства, переросшей постепенно в бредовые идеи физического и психического воздействия с полным комплексом всех видов автоматизмов — идеаторных (телепатия, экстрасенсорное воздействие, передача мыслей и слов), сенсорных (насильственное вызывание различных ощущений в теле — вибрации, прилив крови, половое возбуждение), кинестетических (овладение и руководство движениями конечностей, всего тела). Таким образом, у больной выявляется синдром Кандинского—Клерамбо, сочетающий бред физического и психического воздействия, все виды автоматизмов, а также зрительные и вербальные псевдогаллюцинации. В анамнезе прослеживаются редуцированные онейроидоподобные переживания. Они отличаются конкретностью, образностью, живостью, яркостью, проработанностью деталей, сопровождаются массивными и объемными псевдогаллюцинаторными переживаниями, относятся непосредственно только к ней одной, что и отличает феномены ее психического состояния от суеверий и заблуждений, бытующих в этнокультуральной среде в последние годы. Здесь уместно будет вспомнить, что такое вера и чем она отличается от бреда. Как утверждается в одной из лучших монографий о вере («Психология веры», P.M. Грановская), вера есть способность человеческой души признавать истину, несмотря на отсутствие доказательств, она позволяет выйти за пределы индивидуальных возможностей отдельного человека. «В основе потребности веры лежит врожденное стремление человека к самораспространению (самотрансценденции) за пределы своих возможностей и достоверного знания» [20].
Вера в телепатию, в биосенсорику, в карму, в космический разум помогает человеку преодолеть конечность своего существования, ограниченные возможности своего разума, ибо она не требует доказательств. Бред воздействия оперирует конкретными «фактами», не верой в гипотетические факты, а случившимися уже, якобы произошедшими событиями, имеющими отношение не вообще к способностям и возможностям человека, а к событиям, доказательно, с точки зрения больного, убеждающим его и всех окружающих лиц в уже случившейся реальности событий, в реальности причин, вызвавших эти события, и в правильности их толкования больным.
Бред физического и психического воздействия является составной частью самого сложного и самого важного синдрома в психопатологии шизофрении — синдрома Кандинского—Клерамбо. Оба бреда несут функцию интеллектуального оформления чрезвычайно сложных, необычных для понимания самим больным феноменов - автоматизмов и псевдогаллюцинаций. С помощью интеллектуальной бредовой переработки пациент сам себе и всему миру объясняет источник появления этих феноменов. Но об этом поговорим далее.