В этой главе будет идти речь о двух видах бреда, которые не являются самостоятельными, а больше похожи на сборные группы.
Голотимический и кататимический бред. Сначала попытаемся понять, что такое голо- и кататимия. Это слова греческого происхождения. Голотимия - преобладающее настроение, господствующее настроение. В данном случае подразумевается настроение, аффективное состояние, устойчивое на протяжении длительного времени — дней, недель, подчас месяцев. Кататимия — это искажение любых психических процессов, в том числе мышления, восприятия, внимания, воспоминания под влиянием сильных эмоций или аффекта. Подразумеваются, опять же, не очень длительные, кратковременные, бурно протекающие эмоции, чаще всего реактивно обусловленные. Давайте вспомним Отелло. Хотя некоторые литературоведы убеждают, что он не был ревнив, а был доверчив, в мировую культуру он вошел олицетворением ревности (синдром Отелло означает, как известно, бред ревности). Итак, при наличии, на взгляд Отелло, реального соперника ему подкидывают известный платок Дездемоны, явившийся последней каплей в доказательстве измены любимой женщины. Мавр под влиянием бурных чувств душит жену. Если бы зрители имели возможность из текста Шекспира узнать о наличии бреда ревности у Отелло, то такой бред назывался бы кататими- ческим. Как психиатры, да и как обычные обыватели, про такой бред мы бы сразу сказали, что одним из главных его качеств является понятность, эмпатичность бреда. Мы сочувствуем и сопереживаем ревнивцу, нам очень понятны его бурные чувства и искаженные в результате этих чувств эмоции. Мы, транспонируя его переживания в свою собственную душу, легко бы вчувствовались в них.
Приведем пример из жизни кататимического бредообразования иного содержания.
Лет двадцать назад молодой человек астенического телосложения, с чертами сенситивной, легко внушаемой личности обратился за помощью по поводу очередного недомогания к терапевту. Ему были назначены инъекции глюкозы с аскорбиновой кислотой внутривенно. Медицинская сестра ввела лекарство мимо вены, и у парня образовался опухолевидный инфильтрат в области локтевого сгиба. Через два дня он пришел к другой медсестре, которая за неделю до этого окончила училище и решила блеснуть выдающимися знаниями. Посмотрев инфильтрат, она, вместо наложения банальной повязки с мазью Вишневского, заявила молодому человеку, что ему необходимо обратиться в онкологический диспансер, так как опухолевидное образование ей очень не нравится. Парень, сильно перепугавшись, тут же побежал в диспансер, который находился во дворе той же больницы. В очереди к онкологу стояло больше десятка больных. Некоторые выглядели неплохо, другие же были измождены болезнью, лица их были бледны, движения медленны. Наслушавшись от онкологических больных немало страшных историй, он обратился к одной бабуле и показал ей свою руку. Бабуля заохала, заахала, погладила «внучека» по головке и решила его успокоить, сказала, что при таком «раке» могут только руку отнять, но он еще поживет. Будучи сенситивной и легковнушаемой личностью, он тут же полностью уверовал, что у него рак, что жить ему осталось всего ничего, что «чем так мучиться, лучше сразу уйти из жизни». Через пару часов он повесился на чердаке собственного дома, откуда его, еще живого, сняли соседские пацаны.
Учитывая то, что в течение нескольких недель он упорно отстаивал версию рака, был в подавленном настроении и в страхе взирал на каждого вновь приходящего медицинского работника (а психиатры постепенно разубеждали его), можно считать, что у сенситивной личности после ятрогенного воздействия медицинского работника, вследствие сильной, остро появившейся эмоции, включающей страх, тревогу и подавленность, развился реактивно обусловленный с элементами сверхценного, ипохондрический бред со всеми чертами кататимного.
Самый простой пример голотимного бреда — бред самообвинения при тяжелой эндогенной депрессии. В отличие от эмоций Отелло или нашего молодого человека, эндогенная депрессия — устойчивое, длительное и интенсивное эмоциональное образование. На ее фоне в силу глубокого депрессивного аффекта у больной формируется бред, в котором она обвиняет себя в несуществующих грехах и вине.
Наша пациентка с приступом маниакально-депрессивного психоза (МДП) заявляла, что виновна в болезни младшей дочери, у которой был поставлен диагноз: детский церебральный паралич (ДЦП), так как неправильно тужилась в родах, виновна в том, что муж оставил ее, что ее собственная мать умерла раньше срока из-за ее «плохого поведения». Она постоянно твердила о своей вине и сопровождала свои высказывания выводом об обязательном для нее самоубийстве как выходе из ситуации.
Ипохондрический бред. Убеждение больного в том, что он болен каким-либо неизлечимым, тяжелым, смертельно опасным заболеванием, меняется в своем содержании от века в век, от десятилетия в десятилетие в зависимости от того, какие болезни в данный исторический момент вызывают у населения наибольшую тревогу и страх. Чаще всего начало формирования ипохондрического бреда происходит по механизму сверхценного бредообразования (вернее, псевдосверхце- ного). Механизмы бредообразования те же самые, различие лишь в том, что главными врагами больных становятся врачи и медицинские работники, не соглашающиеся с наличием несуществующего заболевания. Приведем три примера, интересные еще тем, что во всех трех случаях наряду с бредом, толкующем о мнимом заболевании, это самое заболевание имеется, упраздняя, таким образом, один из признаков бреда — несоответствие содержания умозаключения существующей реальности. Мы обычно говорим, что высказывания об измене супруга или преследовании со стороны мафии, или о наличии рака или СПИДа не соответствуют действительности, чем и характеризуется бред. Ясперс одним из первых указал, что имеются случаи, когда этот критерий не работает, во всяком случае он вовсе не главный.
Итак, женщина средних лет спустя несколько месяцев после оперативного вмешательства была извещена, что в крови обнаружен вирус гепатита С. Она тут же обвинила больницу и медиков, делавших операцию, в заражении ее гепатитом. Признаков болезни не находили в течение нескольких лет. Но больная с упорством настаивала на проведении «хорошего» лечения, находила у себя все больше и больше признаков гепатита. Ее обследовали в инфекционной больнице, ее консультировал специально вызванный из Казани американский профессор, который в те дни проводил в городе семинар, но никто не мог найти признаков гепатита. Она уехала на родину в Нижегородскую область, где у нее развился приступ острого чувственного бреда с галлюцинаторными расстройствами, и она убила родную мать топором, так как на тот момент посчитала ее колдуньей, мешающей ей нормально жить. После самокупирования приступа у нее появилась критика к перенесенному приступу, но убеждение в наличии гепатита Сне исчезло, она продолжала настаивать на лечении этого заболевания, которое подтверждалось диагностическими тестами, но не имело клинических проявлений.
В этом случае мы имели непрерывно текущее псевдосверхценное бредообра- зование, перешедшее в ипохондрический бред, на фоне которого остро развивается приступ иной структуры, иного регистра. Любопытно, что к острому чувственному бреду как к «инородному» элементу у больной появляется критика, а к «родному», логически обоснованному и «доказанному» параклиническими методами утверждению о гепатите С критики не появилось, упорство только усилилось, личность «утонула», растворилась в бездне паранойяльного бреда.