Второе наблюдение касается больной с канцероманией, которой пожилая женщина страдала пятнадцать лет. Она утверждала, что больна раком желудка. Через пятнадцать лет после начала заболевания она умерла от рака печени. Значит ли это, что у нее не было канцеромании? Любопытный случай мы наблюдали в 1975—1978 гг., когда лечили женщину с субкататоническими расстройствами и бредом ипохондрического содержания — шизофреноманией.

Она утверждала, что больна шизофренией, а поскольку работала медицинской сест­рой, считала себя особо грамотным в медицине человеком и убедительно доказывала нали­чие у себя шизофрении. При этом говорила с налетом легкомысленного, почти ироничного отношения к тяжелому психическому заболеванию. У нее действительно диагностиро­вался шуб (приступ) заболевания с наличием специфических нарушений мышления, субдеп- рессивными расстройствами и ипохондрическим бредом. Она же основным проявлением заболевания считала кривошею, которая держалась несколько месяцев.

Снова спрашиваем себя, означало ли наличие заболевания, именуемого боль­ной именно так, как оно было записано в истории болезни, отсутствие ипохонд­рического бреда? Чтобы ответить на данный вопрос, мы должны вспомнить заме­чание Ясперса о значении феноменологии как подготовительного этапа построе­ния психиатрии. По мнению ученого, феноменология нужна в том числе и для того, чтобы мы одинаково понимали термины и названия, существующие в пси­хиатрии. То же самое относится и к различному пониманию нозологических оп­ределений. Врач и больной понимают под одним и тем же определением и назва­нием болезни разные вещи. Разное исходное содержание они вкладывают и в клинику заболевания. Таким образом, получается, что содержание бреда само по себе не то чтобы совсем ничего не значит, но не является облигатным призна­ком бреда, независимо от того, соответствует это содержание действительности или нет. В итоге получается три варианта рассмотрения вопроса об объективном признаке бреда — его содержании. Во-первых, это случай, когда имеется несоот­ветствие содержания бредовых высказываний существующей реальности. В этих случаях содержание — один из признаков бреда, объективно регистрируемый психиатром через рассказ больного, самоописание или беседу с пациентом. Во-вторых, это случай, когда имеется соответствие конечной формулы бредового умозаключения итоговой оценке реального события или факта, но внутри цепоч­ки доказательств в самом содержании и раскрытии умозаключения мы обнаружива­ем несоответствие промежуточных выводов событиям и фактам реальности. Это наши случаи с гепатитом С, канцероманией и шизофреноманией. В них можно опоз­нать логические ошибки, подмены тезиса и аргумента, установление причинно- следственных связей там, где их нет, а имеется только временная последователь­ность — «после того, как». И наконец в-третьих, случаи, когда имеется полное совпадение фабулы бреда, конечных формулировок, умозаключений и действи­тельных событий или явлений, а бред, между тем, имеет место. Вот в этих случаях полностью перестает действовать критерий «объективного» несоответствия бре­довых суждений самой реальности, и на арену выходит иная, на наш взгляд, истин­ная суть бреда — аподиктическая, абсолютная убежденность, владение абсолютной истиной, бредовое инобытие больного как носителя абсолютной истины. С по­мощью этих бесед, отличающихся от академического пособия, мы должны учить­ся размышлять, искать свой собственный путь познания истины. Химику для ра­боты нужна лаборатория, врачу любой иной специальности - вспомогательные методы исследования. Только психиатр вынужден основывать диагностический процесс, полагаясь преимущественно на свой собственный разум. Этого невоз­можно добиться без тщательного обдумывания сути каждого феномена психичес­кой болезни. Поэтому-то мы так долго описываем бред с различных исходных позиций и разных точек зрения.

Наиболее важной особенностью одного нашего наблюдения и исследуемого психического состояния у больного Ивана Б., 17 лет, является наличие в его ста­тусе особого отношения к своему состоянию, своим психическим нарушениям и заболеванию в целом, что нельзя назвать иначе, как псевдокритическим.

Этот пациент сам себе поставил диагноз простой формы шизофрении и объяснил про­исхождение диагноза. Рассказал, что прочитал много книг по медицине, в том числе и учебник «Психиатрия» для медицинских колледжей, в котором описана шизофрения простой, гебефренической и других форм. Выбирая между разными формами, он решил, что у него нет дурашливости в поведении, нет ступора и нет преследования, поэтому он остановился на диагнозе простой формы. Высказанное им диагностическое суждение - суждение молодого человека, осуществляющего тщательный самоанализ и изучение фено­менов собственного психического расстройства. Одним из сквозных синдромов, проходя­щих через длинник всего заболевания, являлся ипохондрический синдром, включавший псев- доневротическую ипохондрию, с раскрашиванием болезненных переживаний и ощущений многословными объяснениями и трактовками псевдоневротического, а также сверхцен- ного характера. Чем же является диагностирование у себя признаков шизофрении, учи­тывая большое количество реально прочитанной медицинской литературы, и правильное с точки зрения формального содержания? Если подходить к феномену исключительно с позиций объективной психопатологии, оценивать суждение о шизофрении только с со­держательной точки зрения — это формально есть критика. Но если тщательно проана­лизировать, как пациент переживает, как прогнозирует свою жизнь, как соотносит свое психическое состояние с окружающим миром, людьми, как реагирует на рационально-психотерапевтические разъяснения врачей, мы убедимся в псевдокритичнос­ти отношения пациента к своей болезни, ибо его онтологический статус уже превраща­ется в инобытийный, в бредовый, коренным образом отличающийся от доболезненного, несмотря на формальное признание своей болезни именно с тем диагностическим сужде­нием, какое имеется в реальности.