Следующий вариант — аллопсихическая деперсонализация. Одни авторы при­равнивают ее к дереализации, другие считают, что это как бы начальный этап де­персонализации, касающийся онтогенетически более ранних сторон формирова­ния «Я». Давайте, попробуем разобраться. При аллопсихической деперсонализа­ции происходит отчуждение первой, более ранней составляющей части самосознания, чувственной, утрачивается или ослабляется образный компонент психических процессов, когда более простые, непосредственные впечатления, ощущения, восприятия, представления начинают отчуждаться, теряют былую яр­кость, воспринимаются чужими. Снова вернемся к рефлексии и поймем, что самосознание на аллопсихическом этапе отслеживает само себя в своей функции восприятия окружающего мира и эмоциональной реакции самого себя и своего «Я» на это восприятие, т.е. мое «Я», рефлексируя, оценивает ту часть моего «Я», которое в данный момент воспринимает окружающий меня мир, оно оценивает свои собственные ощущения, свое собственное восприятие, не только в плане правильности или ложности этих феноменов, но в смысле моего «Я» восприни­мает действительность, с каким эмоциональным, чувственным сопровождением происходит этот процесс чувственного познания мира. При аллопсихической деперсонализации самосознание начинает фиксировать изменение, отчуждение этой стороны деятельности самого себя — чувственного восприятия мира. Окру, жающее начинает восприниматься умом, становится отвлеченным понятием. Больные испытывают ощущения эмоционального оскудения, при этом человек испытывает снижение настроения, зарождается так называемая анестетическая депрессия. В 1945 г. H.JI. Гаркави описал синдром отчуждения витальных чувств. В рамках циркулярной или циклотимической депрессии он описывал жалобы больных на отсутствие восприятия витальных чувств (пропало чувство голода, не ощущается жажда, нет насыщения при еде, отсутствует потребность в пище). Как правило, эти проявления сочетаются с другими проявлениями деперсонализа­ции. В случае эндогенного психического расстройства эти нарушения могут слу­жить источником образования нигилистического бреда. При аллопсихической деперсонализации направленность бредового радикала синдрома иногда движет­ся в сторону бреда метаморфозы, при котором, как это было в нашем примере с ликантротропией, больной ощущает измененной свою кожу, которая становит­ся шерстью, пальцы рук, на которых вырастают когти, ощущает свой взгляд на мир как волчий, чувствует волчью злость вместо человеческих эмоций и т. д. При аутопсихической деперсонализации искажаются или утрачиваются более поздние, рациональные, идеаторные формы самосознания. Рефлексирующее «Я» при дан­ном виде деперсонализации начинает фиксировать уже не измененность или от­чужденность отдельных компонентов своего «Я», не изолированное изменение чувственного познания мира, а целостное отчуждение всего, суммарного, итого объемлющего «Я».

Больные воспринимают себя измененными, оскудевшими умом, «чужими среди своих», они лишились собственных взглядов, своего миро­воззрения, стали серыми, безликими людьми. «Я» говорит самому себе, что оно само стало иным, чужим, перевоплощенным. В случае аутопсихической деперсо­нализации движение синдрома направлено в сторону изменения целостного «Я». При этом больные испытывают раздвоение, расщепление личности, а в случае бредового развития возникает бред двойника или бред одержимости. Статья на эту тему с разбором алгоритма развития бредовой деперсонализации опубликова­на в материалах XIV Съезда психиатров России (А.Я. Басов). В лекциях А.В. Снежневского, посвященных шизофрении (пятая лекция), прочитанных в Вал­дае, приводится пример больного шизофренией с деперсонализацией, которая не является, по его словам, ни чувственной, ни анестетической, а представляет из себя тип «никогда не виденного». Это то, что называют «изменением существования», при ко­тором реальность утрачивает смысл, суть действительности. Отчуждение, как пи­шет А.В. Снежневский, достигает степени утраты реальности. (Это один из многих, ранее описанных случаев инобытия, хотя и под другим названием. См. приложе­ния.) Больной, коего представлял А.В. Снежневский, говорит о себе: «Такая стран­ность, отчужденность от всего. Как-будто я с какой-то другой планеты прилетел, и все кажется странным, и люди кажутся странными существами».

Некоторые авторы описывают особый вид деперсонализации, в виде «выхода из собственного тела». В «Анормальной психологии» Р. Карсона, Дж. Батчера и С. Минека приводится пример такого вида деперсонализации: «Шарлота Д-> недавно разведенная 19-летняя женщина, была направлена в амбулаторное психиат­рическое отделение после нескольких «приступов», в ходе которых ее сознание поки­дало тело и отправлялось в незнакомое место, находившееся в другом штате. После ухода мужа у нее состоялось четыре эпизода путешествий, которые развивались в состоянии бодрствования, длились от 15 до 20 мин. При этом она испытывала ощущение, что ее руки и ноги не были прикреплены к телу, а другие люди вокруг вы­глядели как зомби» [34].