Дереализация — косвенный, сопутствующий признак нарушенного само­сознания. Она часто сопровождает деперсонализацию, как покраснение соп­ровождает воспаление. Это нарушение самосознания проявляется в искаже­нии, изменении окружающей действительности, одушевленных и неодушев­ленных предметов. В это время происходит не изменение соотношения размеров или форм, не появление каких-либо иллюзорных или фантастичес­ких феноменов, а искажение общего мировосприятия, общего тона, общего настроения, интенсивности восприятия. Человек чувствует отчуждение, рез­кое уменьшение созвучия природы со своей душой. Окружающее воспринима­ется им сквозь пленку, туман, становится неотчетливым, чуждым, призрач­ным, тусклым, застывшим.

«Когда у меня снижается настроение, я ощущаю весь мир серым, блеклым, уны­лым. Небо не сине-бирюзовое, а водянистое, восходящее солнце — не светило, а тарел­ка из-под каши-размазни. Листья на деревьях — не живые, а жухлые, как в куче осен­ней листвы», — так рассказывала одна депрессивная пациентка. При болезненно повышенном настроении, при экстатическом аффекте восприятие окружающей действительности также изменяется, но краски приобретают ирреально яркий, сочный оттенок. Особенно часто такие феномены встречаются при интоксикации психостимуляторами и наркотическими средствами типа «экстази». Традиционно к явлениям дереализации относят своеобразные феномены, чаще всего возникаю­щие при эпилепсии и некоторых иных психических расстройствах — deja vu, eprouve, entendu (уже виденное, испытанное, услышанное) и jamais vu, eprouve, entendu (никогда не виденное, не испытанное, не слышанное).

Деперсонализация — расстройство самосознания, проявляющееся ощущени­ем измененности некоторых или всех психических процессов. Оно развивается как бы в четыре этапа:

  1.  Сначала больной ощущает изменение отдельных психических процессов - изменение своего мышления, своих чувств, представлений, своего сознания, изменение своего «Я». Наш пациент говорит об этих изменениях как об особом способе кодирования информации. Он ощущает, что вся поступающая в его мозг информация особым образом кодируется, переводится на особый внутренний язык, а затем декодируется и переводится в действия и поступки (приложе­ние 4). Другой пациент утверждает, что изменяются его чувства, что они становятся, как у робота, но принадлежат ему, что его мышление становится числовым, мысль работает по двоичной системе, как в ЭВМ, но это его мысли. У него изменился вкус. Вкусные блюда, раньше доставляющие ему удовольствие, стали пресными, безвкусными. Запах ребенка потускнел, маленькая головка до­чери пахнет не живым детским теплом, а кукольной восковостью.
  2.  На втором этапе происходит исчезновение чувств, мыслей, ощущений, пред­ставлений. «Уменя исчезли чувства. Голова, как пустой котелок, болтается за рюкзаком туриста. Я путешествую по жизни, а пустой котелок бренчит за спиной. Я потерял все мысли. Я опустел, как тот презерватив, который валя­ется никому не нужный в придорожных кустах». Эти слова из исповеди боль­ного, который чувствует изменения в самом себе, они его беспокоят, и он сам обращается за помощью.
  3.  На третьем этапе чувства, мысли, суждения, представления, импульсы воли от­чуждаются, становятся «не моими». Мое сознание уже не мое. Один пациент, знакомый не только с собственными переживаниями, но и с теориями сознания, спрашивал так: «Если по Декарту «Я мыслю — следовательно, я существую», то как будет в том случае, если мыслю не я, если чувства не мои. Существую ли я или это существует не «Я», не мое Я?» Все исследователи сходятся во мнении, что отчуждение «Я» — мостик к явлениям психического автоматизма.
  4.  На четвертом этапе происходит расщепление «Я», раздвоение «Я». Прелест­ное описание расщепления «Я» представлено О. Золотухиной и В. Кондако­вым в монографии «Художественная психопатология» (Ижевск, 2000): «Эти две меня — они всегда рядом идут, «астральная я» может уйти на несколько ша­гов вперед, но потом возвращается. Но между этими двумя сущностями есть всегда какая-то связь. «Астральная я» никогда не уходит далеко. Когда тела сли­ваются, я чувствую, что как что-то вошло в меня сбоку...я как будто в двух те­лах сразу одновременно, и там, и там» [29].

Мы можем подвести итоги и сказать, что все четыре вида деперсонализации, или четыре этапа, есть постепенное углубление деперсонализации, от изменения отдельных сторон психической деятельности до глобальной аутопсихической де­персонализации. Считается, что существует еще один вид деперсонализации - бредовая. При этом описывается деперсонализация в рамках становления оней- роидного помрачения сознания как этап этого нарушения сознания. Речь идет в таком случае о деперсонализации в рамках острого чувственного бреда. Под­робнее об этом — в главе о нарушениях сознания.

Перед изучением бредовой деперсонализации ознакомимся с направленнос­тью движения синдрома деперсонализации при его бредовом окутывании. Для это­го рассмотрим три основных типа деперсонализации. А для лучшего понимания различных ее типов представим себе еще раз процесс самосознания. Итак, с по­мощью рефлексии человек может заглянуть в глубины своего сознания и на самой поверхности самосознания увидеть самое простое — собственную оценку сознани­ем своего тела. Для этого даже глубоко погружаться не нужно, обычным зрением, слухом, висцеральными рецепторами, используя вегетативную и периферическую нервную систему, сознание отслеживает работу своего тела, различных его участ­ков и может частично отследить работу своих внутренних органов. Так, например, мы можем отследить сердцебиение, его частоту, ритмичность, частоту и ритмич­ность дыхания. Периодически мы ощущаем и даже ухом слышим перистальтику кишечника, глазами можем отследить движение наших конечностей, проприоцеп- тивным чувством ощутить сокращение и расслабление мышц. Сознание человека, находящегося в здравом уме, четко отслеживает, воспринимает и руководит важ­ными физиологическими актами — дефекацией, мочеиспусканием, половым ак­том. Что случается со всем этим при соматопсихической деперсонализации? По сути - это анестезия, или гипостезия витально-соматических ощущений. Она проявля­ется в отчуждении восприятия отдельных соматофизиологических явлений и про­цессов собственного тела. Человек может не чувствовать свой сон, не испытывать субъективного ощущения облегчения от освобождения мочевого пузыря или ки­шечника, не ощущать сердцебиения или дыхания, не испытывать принадлежности к своему телесному «Я» актов глотания, пережевывания пищи, изменяется ощуще­ние боли, зуда, прикосновения, восприятие телесного компонента интимной бли­зости. Тенденция развития бредового состояния при таком виде деперсонализации направлена на формирование бреда Котара (нигилистический вариант бреда Кота­ра, при котором исчезают, усыхают, разлагаются, отсутствуют все внутренние орга­ны или какие-либо из них).