Дереализация — косвенный, сопутствующий признак нарушенного самосознания. Она часто сопровождает деперсонализацию, как покраснение сопровождает воспаление. Это нарушение самосознания проявляется в искажении, изменении окружающей действительности, одушевленных и неодушевленных предметов. В это время происходит не изменение соотношения размеров или форм, не появление каких-либо иллюзорных или фантастических феноменов, а искажение общего мировосприятия, общего тона, общего настроения, интенсивности восприятия. Человек чувствует отчуждение, резкое уменьшение созвучия природы со своей душой. Окружающее воспринимается им сквозь пленку, туман, становится неотчетливым, чуждым, призрачным, тусклым, застывшим.
«Когда у меня снижается настроение, я ощущаю весь мир серым, блеклым, унылым. Небо не сине-бирюзовое, а водянистое, восходящее солнце — не светило, а тарелка из-под каши-размазни. Листья на деревьях — не живые, а жухлые, как в куче осенней листвы», — так рассказывала одна депрессивная пациентка. При болезненно повышенном настроении, при экстатическом аффекте восприятие окружающей действительности также изменяется, но краски приобретают ирреально яркий, сочный оттенок. Особенно часто такие феномены встречаются при интоксикации психостимуляторами и наркотическими средствами типа «экстази». Традиционно к явлениям дереализации относят своеобразные феномены, чаще всего возникающие при эпилепсии и некоторых иных психических расстройствах — deja vu, eprouve, entendu (уже виденное, испытанное, услышанное) и jamais vu, eprouve, entendu (никогда не виденное, не испытанное, не слышанное).
Деперсонализация — расстройство самосознания, проявляющееся ощущением измененности некоторых или всех психических процессов. Оно развивается как бы в четыре этапа:
- Сначала больной ощущает изменение отдельных психических процессов - изменение своего мышления, своих чувств, представлений, своего сознания, изменение своего «Я». Наш пациент говорит об этих изменениях как об особом способе кодирования информации. Он ощущает, что вся поступающая в его мозг информация особым образом кодируется, переводится на особый внутренний язык, а затем декодируется и переводится в действия и поступки (приложение 4). Другой пациент утверждает, что изменяются его чувства, что они становятся, как у робота, но принадлежат ему, что его мышление становится числовым, мысль работает по двоичной системе, как в ЭВМ, но это его мысли. У него изменился вкус. Вкусные блюда, раньше доставляющие ему удовольствие, стали пресными, безвкусными. Запах ребенка потускнел, маленькая головка дочери пахнет не живым детским теплом, а кукольной восковостью.
- На втором этапе происходит исчезновение чувств, мыслей, ощущений, представлений. «Уменя исчезли чувства. Голова, как пустой котелок, болтается за рюкзаком туриста. Я путешествую по жизни, а пустой котелок бренчит за спиной. Я потерял все мысли. Я опустел, как тот презерватив, который валяется никому не нужный в придорожных кустах». Эти слова из исповеди больного, который чувствует изменения в самом себе, они его беспокоят, и он сам обращается за помощью.
- На третьем этапе чувства, мысли, суждения, представления, импульсы воли отчуждаются, становятся «не моими». Мое сознание уже не мое. Один пациент, знакомый не только с собственными переживаниями, но и с теориями сознания, спрашивал так: «Если по Декарту «Я мыслю — следовательно, я существую», то как будет в том случае, если мыслю не я, если чувства не мои. Существую ли я или это существует не «Я», не мое Я?» Все исследователи сходятся во мнении, что отчуждение «Я» — мостик к явлениям психического автоматизма.
- На четвертом этапе происходит расщепление «Я», раздвоение «Я». Прелестное описание расщепления «Я» представлено О. Золотухиной и В. Кондаковым в монографии «Художественная психопатология» (Ижевск, 2000): «Эти две меня — они всегда рядом идут, «астральная я» может уйти на несколько шагов вперед, но потом возвращается. Но между этими двумя сущностями есть всегда какая-то связь. «Астральная я» никогда не уходит далеко. Когда тела сливаются, я чувствую, что как что-то вошло в меня сбоку...я как будто в двух телах сразу одновременно, и там, и там» [29].
Мы можем подвести итоги и сказать, что все четыре вида деперсонализации, или четыре этапа, есть постепенное углубление деперсонализации, от изменения отдельных сторон психической деятельности до глобальной аутопсихической деперсонализации. Считается, что существует еще один вид деперсонализации - бредовая. При этом описывается деперсонализация в рамках становления оней- роидного помрачения сознания как этап этого нарушения сознания. Речь идет в таком случае о деперсонализации в рамках острого чувственного бреда. Подробнее об этом — в главе о нарушениях сознания.
Перед изучением бредовой деперсонализации ознакомимся с направленностью движения синдрома деперсонализации при его бредовом окутывании. Для этого рассмотрим три основных типа деперсонализации. А для лучшего понимания различных ее типов представим себе еще раз процесс самосознания. Итак, с помощью рефлексии человек может заглянуть в глубины своего сознания и на самой поверхности самосознания увидеть самое простое — собственную оценку сознанием своего тела. Для этого даже глубоко погружаться не нужно, обычным зрением, слухом, висцеральными рецепторами, используя вегетативную и периферическую нервную систему, сознание отслеживает работу своего тела, различных его участков и может частично отследить работу своих внутренних органов. Так, например, мы можем отследить сердцебиение, его частоту, ритмичность, частоту и ритмичность дыхания. Периодически мы ощущаем и даже ухом слышим перистальтику кишечника, глазами можем отследить движение наших конечностей, проприоцеп- тивным чувством ощутить сокращение и расслабление мышц. Сознание человека, находящегося в здравом уме, четко отслеживает, воспринимает и руководит важными физиологическими актами — дефекацией, мочеиспусканием, половым актом. Что случается со всем этим при соматопсихической деперсонализации? По сути - это анестезия, или гипостезия витально-соматических ощущений. Она проявляется в отчуждении восприятия отдельных соматофизиологических явлений и процессов собственного тела. Человек может не чувствовать свой сон, не испытывать субъективного ощущения облегчения от освобождения мочевого пузыря или кишечника, не ощущать сердцебиения или дыхания, не испытывать принадлежности к своему телесному «Я» актов глотания, пережевывания пищи, изменяется ощущение боли, зуда, прикосновения, восприятие телесного компонента интимной близости. Тенденция развития бредового состояния при таком виде деперсонализации направлена на формирование бреда Котара (нигилистический вариант бреда Котара, при котором исчезают, усыхают, разлагаются, отсутствуют все внутренние органы или какие-либо из них).