Пациент интерната был осмотрен на комиссии АСПЭ, у него обнаруживалось сле­дующее психическое состояние: сознание не помрачено, на беседу входит спокойно, с улыбкой на лице. При осмотре предыдущего больного выступает в роли переводчика. Правильно называет себя, свое место жительства, текущий год (2006 г.), месяц и дату. Знает, что сейчас зима, признаки которой видит в наступивших морозах, лежащем на земле снеге, отсутствии листвы на деревьях, зимней одежде людей. Арифметические дей­ствия выполняет, но с ошибками: 5 х 6 — 30, 7 х 9 = 93. Переносный смысл пословиц в не­которых случаях улавливает, в других не может. «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться», объясняет так: «Не вредничай, ведь сам же пить будешь». Пословицу «Лес ру­бят — щепки летят» объясняет так: «Топором рубят деревья». Считает, что солнце от луны отличается тем, что луна — это полумесяц ночью, а солнце — днем. Считает, что женщины отличаются от мужчины полом, внешностью. У женщин «есть груди и они ро­жают, а у мужчин нет грудей, но есть половое». Сотовый телефон отличается от обыч­ного тем, что его носят в кармане и набирают код, а обычный телефон стоит на столе. Сообщает, что война в Ираке идет с американцами, а в Чечне с бандитами, которые бомбят Россию. Столицей Республики Татарстан считает г. Казань, России — Москву. Названия столиц США и Украины не знает. Имена президентов Республики Татарстан и Российской Федерации называет верно. Считает, что трансформатор подает на сва­рочный электрод напряжение в 320 вольт. Трансформатор, по его мнению, нужен, чтобы варить. Маска нужна, чтобы искра не попала в глаз и «зайчики» не портили глаза. Не мо­жет объяснить, что такое «зайчики», говорит, что от них болят глаза. Эмоциональные реакции довольно живые. Сообщает, что в интернате помогает носить воду, подметать мусор. Психопродуктивной симптоматики не обнаруживается. Учитывая данные анам­неза, психическое состояние, материалы гражданского дела, комиссия пришла к заключе­нию, что X. Андрей обнаруживает признаки легкой умственной отсталости, осложнен­ной психопатоподобным синдромом (F70. I8 по МКБ-10), что подтверждается анамнес­тическими сведениями о наследственной отягощенности умственной отсталостью со стороны матери, обучением во вспомогательной школе, сведениями из школьной характе­ристики, в которой описаны факты психопатоподобного поведения, примеры грубого на­рушения поведения, низкой успеваемости. Был отчислен из профессионального училища по причине неуспеваемости и плохого поведения. В психическом состоянии установлена конкретность мышления. Чаще не понимает переносный смысл пословиц и поговорок. Не выявляет главных существенных признаков предметов, явлений, а также различия между понятиями, предназначением предметов, природных явлений. Вместо сущност­ных характеристик отмечает внешние, поверхностные признаки инструментов про­фессиональной деятельности и домашнего обихода. В арифметическом счете допуска­ет ошибки. Общая осведомленность снижена. В интернате выполняет только прос­тые виды труда и стремления к усложнению своих трудовых функций не обнаруживает.

Легкую умственную отсталость подчас необходимо дифференцировать от фе­номена, который был описан П.Б. Ганнушкиным в 1933 г. Он выделял особую группу аномалий личности, поименованную им конституционально-глупыми [14]. В начале XX века А.Е. Hoche описал салонное слабоумие, очень напоминающее проявления, описанные П.Б. Ганнушкиным при выделении группы конституци­онально-глупых. Феномен заключается в низком интеллектуальном уровне, ко­торый маскируется внешне хорошей, но шаблонной речью, усвоенными при вос­питании манерами, изысканной одеждой, социальными установками и духовны­ми претензиями. Такие люди заучивают фразеологию, штампованные фразы, цитируют к месту и не к месту классиков и вождей. Эти люди культивировались сталинским режимом, отвергающим самостоятельно мыслящих граждан, поощ­ряющим серость и шаблонность. Они являлись лучшими исполнителями, не под­вергающими малейшему сомнению приказы и распоряжения начальства, они прирожденные «шестерки» в группках братков. Удивительным является то, что конституционально-глупые носители «салонного слабоумия» добиваются в прак­тической жизни подчас значительно больших успехов. Нередки случаи, когда, имея посредственный интеллект, носители глупости не могут решать конкретные задачи производства, не могут конструировать машины, лечить людей, учить де­тей или студентов, но каким-то непостижимым образом они же проникают в министерства и ведомства, отличаясь личной преданностью и замечательной исполнительностью, карабкаются по служебной лестнице и становятся законода­телями моды и составителями многочисленных пустых приказов, указаний, неве­жественных доктрин и планов.