В 1887 г. Вельтом был описан синдром расторможения, который, по сути, и есть один из вариантов лобного синдрома. Он описывал психические расстройства, возникающие при органическом поражении орбитальной поверхности лобной доли опухолью, абсцессом, кровоизлиянием, начальной стадией болезни Пика. На фоне общего огрубения личности возникает эйфория, упрощение эмоций, потеря тонких чувств и эмоций, расторможенность низших влечений. Год спустя, в 1888 г. JI. Брунс и П. Ястровитц описали синдром, свойственный также локальному поражению лобной доли. Они отметили повышенное настроение с двигательным возбуждением, склонностью к грубым шуткам. Через десять лет Оппенгейм дал этому состоянию своеобразное название: «страсть к остротам».
На одной из конференций много лет назад коллеги представляли пациента, перенесшего за 2—3 мес. до того геморрагический инсульт в области передней мозговой артерии. Больной грубо шутил, смеялся, похлопывал по спине и чуть ниже лечащего врача — молодую даму. Под занавес продекламировал поэтический опус собственного сочинения, где ключевой рифмой было сочетание слова «звезда» и известного фольклорного определения первичного полового признака лучшей половины человечества.
Паралитический синдром характерен прежде всего для прогрессивного паралича. Он был описан одним из первых вместе с выделением болезни Бейля как первой и отдельной нозологической единицы. Проявляется глобарной, тотальной деменцией с эйфорией, благодушием, резким и полным снижением и утратой критического отношения, грубыми нарушениями памяти, нелепым бредом величия и богатства. Бредовые идеи нестойкие, гротескные. Больные называют себя императорами Вселенной, владельцами несметных состояний и богатств.
Приведем отрывок из «Нового учения о душевных болезнях» А. Бейля, которое было опубликовано в 1825 г.:
«Болезнь начинается бредом величия, более или менее выраженной экзальтацией и легким, неполным общим параличем. Больные воображают, что они богаты, могущественны, отличаются всякими достоинствами, отмечены отличиями и одарены талантами. Они думают, что их состояние увеличилось вдвое, втрое, вчетверо, в сто раз. Болтливость их неиссякаема. По мере прогрессирования болезни бред величия становится все более распространенным. Они обладают миллионами, миллиардами, золотом, бриллиантами, замками, царствами, наконец, всей Вселенной. Они министры, полководцы, адмиралы, короли, императоры, они — само божество. Из всех продромальных симптомов чаще всего встречается небольшое затруднение в движениях языка, выражающееся в виде мгновенной запинки, неповоротливости при произношении некоторых слов, а иногда дело не идет дальше незначительного заикания. Кроме того, нередко можно заметить также и легкое затруднение в движениях конечностей». Поведение не просто легкомысленно, а расторможено, цинично, нелепо утрировано. Больные могут обнажаться, совершать физиологические отправления на глазах окружающих людей, представителей противоположного пола. Крайне неряшливы, едят руками. Часто отмечается дизартрия в речи. Отмечаются анизокария, ослабление реакции зрачков на свет при сохранности на аккомодацию (симптом Аргай- ла—Робертсона). Могут быть эпилептические припадки, парезы и параличи.