В 1887 г. Вельтом был описан синдром расторможения, который, по сути, и есть один из вариантов лобного синдрома. Он описывал психические расстрой­ства, возникающие при органическом поражении орбитальной поверхности лоб­ной доли опухолью, абсцессом, кровоизлиянием, начальной стадией болезни Пика. На фоне общего огрубения личности возникает эйфория, упрощение эмо­ций, потеря тонких чувств и эмоций, расторможенность низших влечений. Год спустя, в 1888 г. JI. Брунс и П. Ястровитц описали синдром, свойственный так­же локальному поражению лобной доли. Они отметили повышенное настроение с двигательным возбуждением, склонностью к грубым шуткам. Через десять лет Оппенгейм дал этому состоянию своеобразное название: «страсть к остротам».

На одной из конференций много лет назад коллеги представляли пациента, перенесше­го за 2—3 мес. до того геморрагический инсульт в области передней мозговой артерии. Больной грубо шутил, смеялся, похлопывал по спине и чуть ниже лечащего врача — моло­дую даму. Под занавес продекламировал поэтический опус собственного сочинения, где ключевой рифмой было сочетание слова «звезда» и известного фольклорного определения первичного полового признака лучшей половины человечества.

Паралитический синдром характерен прежде всего для прогрессивного пара­лича. Он был описан одним из первых вместе с выделением болезни Бейля как первой и отдельной нозологической единицы. Проявляется глобарной, тоталь­ной деменцией с эйфорией, благодушием, резким и полным снижением и утра­той критического отношения, грубыми нарушениями памяти, нелепым бредом величия и богатства. Бредовые идеи нестойкие, гротескные. Больные называют себя императорами Вселенной, владельцами несметных состояний и богатств.

Приведем отрывок из «Нового учения о душевных болезнях» А. Бейля, которое было опубликовано в 1825 г.:

«Болезнь начинается бредом величия, более или менее выраженной экзальтацией и легким, неполным общим параличем. Больные воображают, что они богаты, могу­щественны, отличаются всякими достоинствами, отмечены отличиями и одарены талантами. Они думают, что их состояние увеличилось вдвое, втрое, вчетверо, в сто раз. Болтливость их неиссякаема. По мере прогрессирования болезни бред величия ста­новится все более распространенным. Они обладают миллионами, миллиардами, золо­том, бриллиантами, замками, царствами, наконец, всей Вселенной. Они министры, полководцы, адмиралы, короли, императоры, они — само божество. Из всех продро­мальных симптомов чаще всего встречается небольшое затруднение в движениях язы­ка, выражающееся в виде мгновенной запинки, неповоротливости при произношении некоторых слов, а иногда дело не идет дальше незначительного заикания. Кроме того, нередко можно заметить также и легкое затруднение в движениях конечностей». Поведение не просто легкомысленно, а расторможено, цинично, нелепо утрирова­но. Больные могут обнажаться, совершать физиологические отправления на глазах окружающих людей, представителей противоположного пола. Крайне неряшливы, едят руками. Часто отмечается дизартрия в речи. Отмечаются анизокария, ослабле­ние реакции зрачков на свет при сохранности на аккомодацию (симптом Аргай- ла—Робертсона). Могут быть эпилептические припадки, парезы и параличи.