Псевдопаралитический синдром. Некоторые авторы считают его, как и лобный синдром, особым вариантом психоорганического синдрома. Он возникает при раз­личных органических заболеваниях головного мозга — алкоголизме III стадии, травматической болезни мозга, атеросклерозе, сифилисе мозга, эпилепсии, опухо­лях мозга. Клиническая картина сходна с паралитическим синдромом, но возника­ющим не при прогрессивном параличе. Меньший вес занимают при псевдопара- литическом синдроме нелепые бредовые идеи. Отмечаются несколько меньше прогредиентность и фатальность. Финальной стадией многих видов слабоумия яв­ляется психический маразм — полный распад всех психических функций с утратой речи, всех навыков самообслуживания, неопрятностью мочой и калом, иногда бу­лимией, оральными и хватательными автоматизмами, насильственным смехом или плачем. В 1940 г. Е. Кречмер описал апаллический синдром. Это состояние развива­ется при очень грубых поражениях головного мозга с нарушениями связей между плащом головного мозга {pallium — отсюда и название синдрома), стволом голов­ного мозга и другими структурами мозга. Это особый вид нарушения сознания, при котором больные не спят, но и недоступны контакту. Спонтанные маятнико­образные движения глазных яблок, отсутствие эмоций, примитивные моторные автоматизмы, экстензия конечностей и туловища (в разгибательном положении). Наиболее типична полная аспонтанность, блуждающий взгляд, наличие древних рефлексов — хватательного и сосательного. Это состояние возникает в терминаль­ных стадиях атрофических психозов, чаще всего является переходным состоянием между финалом болезни и агонией. Апалическому синдрому часто дают такие наз­вания, как бодрствующая кома, парасомния, акинетический мутизм, децеребраци- онная ригидность, пролонгированная травматическая кома.

Приводим пример из практики АСПЭ по определению дееспособности. А. Алексей, 22 лет. После черепно-мозговой травмы (упал с мотоцикла) с тяжелым ушибом головного мозга находился в нейрохирургическом отделении в течение многих месяцев. Осмотрен

через пять месяцев после выписки из стационара. В психическом состоянии: подэксперт­ный лежит в постели на спине неподвижно. Постоянно издает чмокающие звуки. Веки закрыты. Лицо амимичное, выражение лица безразличное. Периодически изредка откры­вает глаза, но взгляд не фиксирует, глазные яблоки закатываются вверх. Продуктивному контакту недоступен. Никак не реагирует на прикосновение, а также на задаваемые ему вопросы и инструкции. Имеется лишь незначительная двигательная реакция на боль в виде гримасы и хаотичных движений руки. Осмысленных целенаправленных движений нет. Отсутствуют речь и все психические функции.