Следующим вариантом нажитой дисгармонии личности, в рамках негативных расстройств при шизофрении, мы рассмотрим аутизм наизнанку, или регрессивную синтонность. Первое название удивительно точное, ибо регрессивная син- тонность — это вывернутый наизнанку аутизм, противоположный ему антипод, парадоксальное отсутствие дистанции при общении между больным и остальными людьми. Внешне он выглядит как некая разухабисто-свободная раскованность, общительность и открытость сверх всякой меры. В основе ее — отсутствие эмоциональных тормозов, тонких эмоциональных сдержек и противодействий. Если при аутизме больной посадил себя в «ракушку», «заковал» в непроницаемый для посторонних замок, то при регрессивной синтонности, говоря образно словами одного аллегорически мыслящего психиатра, он показывает всему человечеству свою голую задницу. Дело заключается не только в сверхоткровенности, раскрытии своих интимных внутренних переживаний. Аутизм наизнанку может распространяться на мысли, суждения, общение, поступки человека. Вот, пожалуй, с поступков и начнем.
Девушка 20лет, студентка элитарного вуза. Изменения личности у нее произошли незаметно и не сразу. Во время прогулки на природе с малознакомым молодым человеком, преодолевая препятствие, взбирается на 2-метровый забор, опережает парня и, задрав подол платья, дабы не мешал, демонстрирует ему черные плавки. Она вовсе не отличается легким поведением, наоборот, довольно сурово относится к выбору друзей. Она просто не считает показ нижнего белья чем-то нескромным.
За кулисами сцены Дворца культуры студенты, готовясь к выступлению на конкурсе современного танца, переодеваются в танцевальные костюмы. Группки девушек и юношей обособились в кучки и повесили между собой простыню. Один студент того же возраста, того же курса, что и остальные, не желая находиться в тесноте, вышел из-за импровизированной ширмочки и со словами, что ничто человеческое ему не чуждо, сначала снял с себя брюки, семейные трусы, а затем натянул на голое тело припасенные заранее плавки и танцевальное трико. О беспардонности этого студента ходили и раньше разговоры, но после этого случая большая часть группы стала сторониться юноши, чем сильно удивила его самого.
Одиннадцатый класс городской школы перед выпускным вечером решил совершить турпоход. Перейдя на противоположный берег большой реки, ребята расположились лагерем в лесочке, невдалеке от берега. Купались, загорали. Утром, когда все проснулись и потянулись к речке, Гоша П., 17лет, раздевается до плавок, берет кусок мыла и, дойдя до пояса, начинает мыться. Сначала тщательно натирает мылом подмышки и споласкивает их, затем спускает плавки и стоя к берегу голым залом, намыливает мылом интимные места, в отношении которых обычные люди осуществляют туалет наедине с собой. Через полгода после данных событий юноша был госпитализирован с экзацербацией эндогенного процесса.
Конечно, необходимо отличать аутизм наизнанку от обычной распущенности или «свободы нравов». На наш взгляд, отличие заключается в том, что распущенный человек осознает и понимает отличие своих поступков от общепринятых норм, сознательно совершает их, а больной с регрессивной синтонностью искренне полагает, что ведет себя в пределах нормы и недоумевает над реакцией окружающих.
В опубликованной только что книге Б. Соколова «Тайны Мастера и Маргариты» приводятся показания одного из подручных Г.И. Бокия, близкого соратника Ф. Дзержинского и Г. Ягоды, тех самых, у которых, согласно общепринятой морали и требований общества к чекистам, должны были бы быть «чистые руки, горячее сердце и холодный ум». Понимая всю безнравственность создаваемой им, Бокием, «Дачной коммуны», он тем не менее завел следующие порядки: «Правила эти сводились к следующему: участники, прибыв под выходной день на дачу, пьянствовали весь выходной день и ночь под следующий рабочий день. На даче все время топилась баня. По указанию Бокия, после изрядной выпивки партиями направлялись в баню, где открыто занимались групповым половым развратом..., пьяным намазывали половые органы краской и горчицей. Спящих же в пьяном виде хоронили живыми». Другой член коммуны сообщает на допросе: «Каждый член коммуны обязан был «за трапезой» обязательно выпить первые пять стопок водки. Обязательным было также посещение общей бани мужчинами и женщинами. В этом принимали участие все члены коммуны, в том числе и две дочери Бокия. Это называлось в уставе коммуны — культом приближения к природе. Участники занимались и обработкой огорода с обязательным пребыванием мужчин и женщин на территории дачи в голом и полуголом виде...».
Чем же отличается описанный разврат от аутизма наизнанку? Во-первых, это — несомненно, явление социальное, а не биологическое, не болезненное. Во-вторых, все участники этой «Дачной коммуны» прекрасно осознают, т.е. критически относятся к своему поведению и держат сведения о своей коммуне в тайне, и только в ходе великой чистки дают показания об истинном лице руководителей ЧК. В отличие от них, наши пациенты с регрессивной синтонностью искренне полагают, что не совершают ничего противоправного, безнравственного, неправильного и очень удивляются реакции окружающих людей на их действия. Так, маленький ребенок, лет 3—4, спокойно снимает штанишки на автобусной остановке и оправляется на глазах у людей, не подозревая, что совершает нечто не принятое в цивилизованном обществе. У Э. Крепелина есть замечательный пример, когда он описывает водителя автобуса, который в середине рейса остановил машину, разулся, повесил носки на радиатор, сел на тротуар, закурил и заявил пассажирам, что он имеет право на отдых. В одном маленьком примере опытный взгляд гениального психиатра фиксирует сразу и аутизм наизнанку, и эмоциональное снижение, и начинающийся РЭП.
В купе поезда следуют до станции назначения две девушки, молодой парень и бабушка. Парень весь день и вечер развлекал своих соседей по купе рискованными анекдотами, которые девушки и бабуля слушали, опустив головы в пол. Сам парень при этом отнюдь не смеялся и не выглядел радостным. К вечеру он начал долгий рассказ о своих «победах над женским полом», приводя во множестве подробности своей интимной жизни. Его рассказ чем-то напоминал путеводитель по иллюстрированному изданию «Камасутры». Собеседники время от времени выскакивали из купе с покрасневшими лицами. К концу дня он повествовал только бабушке, которая мирно посапывала, повернувшись лицом к стенке купе. Ближе к ночи парень, расположившись на верхней полке, почитывал какую-то книжку и довольно регулярно громко портил воздух. На замечание бабушки: «Кончай газовую атаку, ишь, мотоцикл — распукался», — наш пациент спокойным ровным голосом ответил: «Врачи советуют не удерживать кишечные газы, это вредит здоровью».