Дефект личности типа Фершробен. Наиболее характерным для данного вида негативного расстройства является патологическая аутистическая активность, о которой в 1927 г. писал Минковский. Отрыв от действительности, забвение прошлого жизненного опыта и практики сопровождается вычурными, нелепыми поступками, чудаковатым поведением. Больной не понимает, что ведет себя не­адекватно, сообщает о своих поступках, действиях, привычках как о чем-то само собой разумеющемся. Больные удивляются, что слывут среди друзей и родствен­ников чудаками, не от мира сего. (см. тесты по психологии для врачей) Психическое состояние накладывает отпечаток на их жилище, которое обычно захламлено старыми вещами, неухожено, как и сам больной, игнорирующий правила личной гигиены и общепринятые нормы проживания с другими людьми, т. е. «среда существования души» (К. Ясперс) демонстрирует болезнь души. Во внешнем облике обнаруживаются диспластичность, угловатость движений и манер. Нередка грубая эмоциональная опусто­шенность, развитие аутизма наизнанку. В монографии Жана Грабе «История ши­зофрении» приводятся интересные рассуждения Е. Блейлера о так называемой латентной шизофрении, под проявлениями которой он описывает фершробенов:

«...Мы не знаем, как поставить диагноз этой простой формы шизофрении, без шизо­френических симптомов. Он (Блейлер) только говорит, что она редко встречается в пси­хиатрических больницах, но он достаточно уверен, что наиболее распознаваемая мани­фестация этой формы в социальной маргинализации: «Эти простые шизофреники со­ставляют большую часть всех «мозгов набекрень» (реформаторы, философы, артисты, дегенераты, чудаки)».

Приводим пример фершробена.

Молодой человек, К. 29лет. Массивно отягощен психической патологией по линии ма­тери. Дед, два дядьки, одна двоюродная сестра и один двоюродный брат страдали различ­ными формами шизофрении, причем четверо из них — благоприятной рекуррентной, один — шубообразной. Сам К. отличался повышенными способностями: в четыре года бег­ло читал, в пять научился играть простые мелодии на фортепиано. В первых классах школы учился на «отлично», с 7-го успеваемость поползла вниз. Первый приступ заболева­ния перенес в 16лет: развился синдром острого чувственного бреда. Сумел сдать экзамены в школе и поступил учиться в университет на журналистский факультет. С третьего курса ушел, решил «идти в народ», изучать «жизнь снизу, на дне». В течение двух лет изу­чал историю трущоб, начав с «Отверженных» В. Гюго и «Петербургских трущоб», перей­дя затем на описания Гарлема и Брайтон-Бич. Года через два окончил теоретическую подготовку и буквально «пошел в народ». В течение трех лет обходил одну за другой по­мойки крупного города, фотографировал их, лежавших возле них, лазающих внутри и сна­ружи бомжей. Для вхождения в образ (так он именовал свой необычный внешний вид) оде­вался сродни бомжам. Носил драную телогрейку, боты «прощай молодость», старые во­нючие брюки, кепку «аэродром» второй половины прошлого века. Умывался один раз в месяц, баню не посещал. Сообщал близким, что без оригинального запаха будет чужим среди своих.

Превратил комнату в собирательный образ помоек города. В несколько эта­жей громоздились коробки, где складировалось тряпье, засохшие корки хлеба, пластмас­совые бутылки, детали выброшенной мебели. Все коробки, фотографии помоек классифи­цировал по принципу, никому, кроме него, не понятному. В ответ на вопросы о коллекции и своих исканиях начинал долго и пространно рассуждать о значении помоек, отбросов, вторичного сырья в жизни общества, влиянии дерьма как «антитезы вещевому позити­ву», призванному облагородить обуржуазившееся нутро российского дерьмократа через натуральное дерьмо, т.е. отрицанием отрицания». Замышлял создать «отряд служите­лей дерьму» (ОСД), чему посвятил целую общую тетрадь изысканий. В тетради были рас­писаны эмблема отряда, звания (например, ГСП — главный служитель помойки), полно­мочия, заработная плата на случай легализации ОСД. Забросил полностью чтение, телепередачи, общался только с бомжами, которые его не принимали и не понимали, час­то поколачивали, если он не приносил очередной порции водки. Настолько изменился, что никто из прежних друзей его не узнавал. Однажды, при изучении очередной помойки позд­ней осенью, замерз в трех метрах от жилого дома. Историю со слезами рассказывала мать, так и не согласившись, что он был болен.